logo search
Методичка по АХФД

4.3. Анализ качества продукции

Качество продукции  один из важных показателей работы предприятий. В условиях рыночных отношений обеспечение конкурентоспособности продукции, получение наиболее выгодных контрактов возможны для тех предприятий, уровень качества продукции которых соответствует требованиям внутреннего и внешнего рынка. Поэтому оценка качества продукции является важнейшей составляющей системы маркетинга, внедряемой на предприятиях. Задачи анализа состоят в том, чтобы дать оценку стабильности качества продукции, выявить наиболее важные причины снижения уровня качества продукции и размер его влияния на объём продукции. Рост объёма выпуска за счёт качества отражается через себестоимость, цену, прибыль и уровень рентабельности продукции.

Качество продукции  это совокупность свойств, обусловливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющая её качество, называется показателем качества.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надёжность и долговечность.

К обобщающим показателям качества относят:

- удельный и качественный вес продукции в общем объёме её выпуска;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;

- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д.), надёжность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоёмкость и энергоёмкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объём и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа качества:

 оценивается технический уровень продукции;

 выявляются отклонения технического уровня отдельных изделий по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

 анализируется структура выпуска по параметрам, характеризующим качество изготовления и поставки продукции;

 выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

 обосновываются возможности повышения качества.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного метода оценки состоит в определении средневзвешенного балла качества продукции, и путём сравнения фактического и планового его уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Показатели качества продукции анализируются путём сравнения фактических данных с предыдущими отчётными периодами, планом, аналогичными данными других родственных предприятий. По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитывается доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем объёме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене 1 сорта.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной и рекламационных товаров.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции, выручка от реализации, прибыль.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведёт к росту себестоимости продукции и снижению объёма товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товаров, определяют потери от брака.

После этого изучают причины снижения качества и допущенного брака продукции по местам их возникновения, центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и технического уровня оборудования, аритмичность производства.