logo search
BOOK1

Спрос и предложение

Спрос (D) – желание и возможность покупателей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Спрос определяет количество товара, которое потребители желают и могут купить при различных ценах.

Спрос представляет ту часть потребностей, которая обеспечена денежным эквивалентом, то есть спрос это платежеспособная потребность.

Объем спроса – то количество благ, услуг которое потребители готовы купить при данных ценах в течение определенного времени.

Различают индивидуальный спрос (спрос конкретного субъекта на товар) и рыночный спрос (спрос всех покупателей на данный товар).

Источник спроса – всевозможные доходы граждан, фирм, государства. Индивидуальный спрос формируется под влиянием многочисленных факторов. Основным фактором является цена.

Между ценой и спросом существует обратная зависимость, то есть при снижении цены спрос увеличивается и наоборот. Изобразим это графически (рис. 2).

P

D

Q

Рис.2. Кривая спроса

Кривая D (кривая спроса) иллюстрирует закон спроса, суть которого состоит в том, что с повышением цены какого-либо товара, при прочих неизменных условиях, спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.

В основе закона спроса лежит ограниченность доходов покупателей.

Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:

Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.

Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:

  1. Величина спроса на некоторые товары абсолютной жизненной необходимости, составляющие основу потребления низкооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил название «парадокса Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связано с тем, что даже при повысившейся цене он оставался самым доступным продуктом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах менее доступными, чем раньше.

  2. Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не поглощают большей части доходов наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром.

Цена является основным фактором, влияющим на спрос, но не единственным.