Цель производства и его основные факторы
Производство – это процесс создания материальных и нематериальных благ, необходимых для существования и развития общества.
Выделяют две основные цели производства: 1) удовлетворение многообразных потребностей и 2) максимизация прибыли самих производителей.
Производство любого продукта невозможно осуществить без использования факторов производства.
Под факторами производства понимаются экономические ресурсы, то есть ресурсы, уже вовлеченные в процесс производства продуктов и услуг.
Существуют различные подходы в выделении факторов и их классификации в отдельные группы.
Согласно марксистской концепции производство характеризуется взаимодействием личного и вещественного факторов. Личный фактор представлен рабочей силой, способностью человека к труду. Вещественный фактор — совокупность средств производства, включающих в себя предметы труда и средства труда. Предметы труда — это объекты, на которые воздействует человек в процессе труда (вещество природы, сырье, материалы). Средства труда – объекты, посредством которых человек воздействует на предмет труда (машины, оборудования, здания, транспорт).
На эффективность взаимодействия этих факторов оказывают влияние такие специфические факторы как технология и организация производства.
Неоклассическая традиция исходит из взаимодействия в производстве трех факторов: земли, капитала и труда.
Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе элементов (факторов) производства относят природные богатства, залежи ископаемых, которые применимы в производственном процессе. В эту категорию включаются пахотные земли, леса и т.д.
Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, используемых в производстве товаров и услуг. Это инструменты, машины, оборудование, складские помещения, транспортные коммуникации, средства связи и т.д. Их техническое состояние постоянно совершенствуется и оказывает решающее влияние на общую результативность производственного процесса и его эффективную целесообразность.
Труд – это человеческие ресурсы, то есть рабочая сила, имеющаяся в обществе и используемая в производстве продуктов и услуг. Рабочая сила (труд) как фактор производства предполагает, что люди имеют определенную квалификацию, знания, навыки и опыт, необходимые для производства продуктов и услуг. Рабочая сила в наше время – это главный ресурс любой экономической системы.
Следует отметить, что производство возможно только при введении в производственный процесс всех факторов. Производство определенной вещи или услуги требует определенного набора факторов, но главными из них являются земля, труд и капитал. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая теория как наука
- Предмет и функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Глава 2. История развития экономической теории
- 2.1. Возникновение и развитие экономической теории
- Современные направления экономической теории
- Экономическая мысль Беларуси: середина
- Глава 3. Экономическая система общества
- 3.1. Сущность и структура экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели рыночной экономики
- Социально-экономическая сущность отношений собственности
- Типы, виды и формы собственности
- Глава 4. Производство: цели, факторы, результаты
- Цель производства и его основные факторы
- Продукт как результат производства. Классификация благ
- Производственные возможности экономики
- Эффективность производства
- Глава 5. Формы общественного хозяйства
- 5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: особенности, условия возникновения и развития
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.4. Деньги и их основные функции
- Глава 6. Спрос, предложение, рынок
- 6.1. Сущность рынка, условия возникновения и развития
- Условия возникновения рынка:
- Структура рынка:
- Функции рынка
- Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
- Спрос и предложение
- Неценовые факторы спроса
- Неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- Глава 7. Теория потребительского поведения
- Кардиналистский подход к определению полезности
- 7.2. Ординалистский подход к определению полезности
- Свойства кривых безразличия
- 7.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 8. Конкуренция и ее виды
- Конкуренция и ее экономическое значение
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынки несовершенной конкуренции
- 8.4. Экономический вред монополизации рынков и антимонопольное регулирование
- Глава 9. Издержки и доходы фирмы
- 9.1. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доход и прибыль фирмы
- Глава 10. Ценообразование на рынках факторов производства
- 10.1. Особенности ценообразования на рынках факторов производства
- 10.2. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда
- 10.3.Рынок земли. Ценообразование на рынке земли
- 10.4. Рынок денежного капитала и его структура
- Глава 11. Национальная экономика: ее цели и структура
- Понятие и основные цели национальной экономики
- Структура национальной экономики
- 11.3. Основные макроэкономические показатели. Измерение национального продукта
- Глава 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос
- 12.2. Совокупное предложение
- 12.3. Макроэкономическое равновесие в модели ad – as
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской модели
- Классическая модель макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Глава 14. Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления
- 14.1. Цикличность экономического развития. Виды циклов и их структура
- 14.2. Инфляция: понятие, причины, виды и влияние на экономику
- 14.3. Антиинфляционная политика
- 14.4. Безработица: понятие, причины и виды
- Глава 15. Финансовая система и фискальная политика
- 15.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
- 15.2. Государственный бюджет: структура и функции
- Бюджетный дефицит
- 15.3. Налоговая система и ее структура
- 15.4. Фискальная политика государства
- Глава 16. Денежно-кредитная политика
- 16.1. Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег
- 16.2. Банковская система
- Функции Центрального банка
- Основные функции коммерческих банков
- Глава 17. Экономический рост
- 17.1. Экономический рост: понятие, факторы и типы
- 17.2. Модели экономического роста
- 17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста
- Глава 18. Социальная политика государства
- 18.1. Сущность и основные направления социальной политики
- 18.2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике
- Глава 19. Мировая экономика
- 19.1. Мировое хозяйство. Формы международных экономических отношений
- 19.2. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
- 19.3. Виды внешнеэкономической политики
- 19.4. Валютная система и валютный курс
- 19.5. Республика Беларусь в системе международных экономических отношений
- Литература