logo
BOOK1

17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста

Стремление Республики Беларусь обеспечить переход к инновационному типу социально-экономического развития, обуславливает объективную необходимость использования новых подходов к решению проблем экономического роста. В современных условиях экономическое развитие в большей степени связывается с созданием объективной основы для осознания человека как основной движущей силы экономики. Доминирующее место принадлежит уже не материальному производству, а сфере услуг, при этом производство материальных благ определяется главным образом за счет использования информационных технологий, высококвалифицированной рабочей силы и инновационных методов управления, вследствие чего основной акцент переноситься на формирование и дальнейшей развитие человеческого капитала.

Современное поколение моделей экономического развития (модели эндогенного роста, акцентирующие внимание на внутренних для экономической системе факторах) дают более адекватное описание закономерностей роста экономики в странах с различным уровнем производства, сбережений, накопленного капитала, технологического развития и т.п. Общей чертой таких моделей служит введение ресурса, для которого не выполняется обычный для неоклассической теории принцип убывающей производительности. В одних моделях таким ресурсом служит «человеческий капитал», расширяющий классическое понятие рабочей силы, в других – знания, приобретаемые в процессе работы. Принципиальное отличие научных идей и технических инноваций состоит в том, что они имеют свойства «общественного блага», то есть могут без убыли использоваться всеми. Таким образом, накопление знаний и человеческого капитала имеет положительные внешние эффекты.

Модели эндогенного роста меняют представление об источниках роста: ключевым условием развития оказывается не просто накопление, а успешное «вживление» в экономику технологических новинок и знаний. Опыт развитых стран свидетельствует, что образование, квалификация, профессиональная подготовка, здоровье, наука, то есть элементы, формирующие человеческий капитал, при условии его успешного применения, играют решающую роль в обеспечении конкурентных преимуществ перед другими странами. Поэтому в научной литературе высказываются различные точки зрения по поводу путей и средств перехода к устойчивому экономическому росту, основанному на наукоемком производстве, в котором используются современные технологи и человеческий капитал. Помимо этого, человеческий ресурс неисчерпаем в отличие от природных ресурсов. Это подтверждает и ряд стран, небогатых природными ресурсами, сумевшие за короткий период выйти на передовые рубежи экономического развития за счет освоения новых технологий.

Значимость эндогенных факторов экономического роста делает понятным, почему последние два десятилетия экономической науки прошли под лозунгами: «инновации» и «человеческие ресурсы». Оказалось, что именно в «человеческом ресурсе» скрываются наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной экономики. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а быть может и более важный, чем заводы, оборудование и т.д.

Кроме того, капиталовложения в человеческий капитал приводят к положительным внешним эффектам. В модели экономического роста Р. Лукаса уровень среднего совокупного человеческого капитала является источником экстерналий. Предполагается, что расширяются производственные возможности не только предприятий или работников, в которые эти инвестиции непосредственно вложены, но также и производственные возможности, связанных с ними предприятий и работников. В модели Д. Ромера источником экстерналий выступают научные исследования и разработки. Ранее выполненные научные исследования являются предпосылкой для дальнейших разработок, то есть формирование и развитие инновационного потенциала обуславливает экономический рост.