logo
BOOK1

12.2. Совокупное предложение

Совокупное предложение показывает общее количество товаров и услуг, которое могут предложить производители при данном уровне цен. При более высоком уровне цен создаются стимулы для производства дополнительного количества товаров и их предложения для продажи. Более низкие цены, напротив, вызывают сокращение производства товаров и их предложение. Следовательно, между уровнем цен и объемом национального продукта существует прямая зависимость.

Графически модель совокупного предложения может быть представлена в форме кривой, выражающей прямую зависимость между уровнем цен и объемом национального производства.

В современной экономической литературе выделяются три отрезка кривой совокупного предложения (рис. 16).

AS

Уровень цен

3

P1

2

P

1

Q1

Q2

Реальный объем производства

Рис. 16. Кривая совокупного предложения

Горизонтальный отрезок. Этот отрезок называется «кейнсианским» (по имени английского экономиста Дж. Кейнса). На горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения реальный объем национального производства еще не достигает своего потенциального уровня, то есть уровня производства при полной занятости. Это свидетельствует о том, что экономика находится в состоянии глубокого спада и что не используется большое количество машин, оборудования и рабочей силы. На этом отрезке увеличение производства будет происходить за счет ввода в действие неиспользуемых трудовых и материальных ресурсов. Поэтому экономический рост здесь не будет сопровождаться ростом цен: безработный, получивший, наконец, работу не станет претендовать на повышенную заработную плату и согласится на существующие условия оплаты труда, а владельцы сырьевых ресурсов и товарных запасов рады будут продать их по существующим ценам. Поскольку производственные издержки при расширении производства останутся прежними, то не будет оснований и для повышения цен на готовую продукцию.

Восходящий отрезок. На этом отрезке увеличение реального объема национального производства сопровождается одновременным ростом цен. Это обусловлено тем, что в условиях приближения экономики к своему потенциально возможному уровню полная занятость возникает неравномерно по всем отраслям промышленности. В одних отраслях, которые уже достигли своего потенциального уровня, может появиться дефицит и другие узкие места в производстве. Поэтому на работу станут принимать менее квалифицированных рабочих, а сырье станут покупать по более высоким ценам. Кроме того, в условиях расширения производства некоторым фирмам придется использовать более старое, а поэтому менее эффективное оборудование. Все это приводит к тому, что издержки производства на единицу продукции увеличиваются. Следовательно, на этом отрезке кривой совокупного предложения при расширении реального объема национального производства фирмы в целях сохранения рентабельности производства будут назначать более высокие цены на свою продукцию, что на практике будет означать некоторый инфляционный рост цен.

Вертикальный отрезок. Этот отрезок называется классическим, так как он соответствует представлениям классиков о реакции производителей на изменение спроса. По их мнению, вся кривая совокупного предложения является вертикальной, поскольку изменение совокупного спроса не оказывает существенного влияния на объем национального производства и уровень занятости, а воздействует лишь на уровень цен. Они исходили из того, что в рыночной экономике, благодаря присущим ей внутренним силам, автоматически устанавливается полная занятость. На этом отрезке производство достигает своих потенциальных производственных возможностей, когда все ресурсы уже задействованы и достигнута полная занятость. Это означает, что за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объема национального производства. В этих условиях увеличение совокупного спроса не приведет к соответствующему увеличению предложения, так как экономика уже работает на полную мощность.

Динамика совокупного предложения под влиянием уровня цен графически интерпретируется как движение по данной кривой совокупного предложения. Однако на предложение оказывают существенное влияние и другие, неценовые факторы, которые непосредственно не зависят от уровня цен на готовую продукцию. Графически это изображается смещением самой кривой совокупного предложения вправо (если предложение увеличивается) или влево (если предложение падает).

К неценовым факторам, сдвигающим кривую совокупного предложения, относятся:

Изменение цен на ресурсы. Если цены на готовую продукцию увеличиваются, то это стимулирует, при прочих равных условиях, увеличение и совокупного предложения, т. е. здесь существует прямая связь. В то же время повышение цен на ресурсы сокращает совокупное предложение, так как приводит к увеличению издержек на единицу продукции, то есть здесь имеет место уже обратная связь. При снижении цен на ресурсы получается противоположный результат: издержки на единицу продукции понижаются, а предложение товаров увеличивается.

Изменение производительности труда. Производительность труда выражает взаимосвязь между объемом выпускаемой продукции и величиной затрат, связанных с выпуском этой продукции. Рост производительности труда означает, что суммарные затраты труда в расчете на единицу продукции уменьшаются или на единицу затрат приходится больший объем произведенной продукции. Следовательно, производительность труда находится в обратной зависимости от затрат на производство. Так как стоимость товара определяется затратами труда на его производство, то уменьшение этих затрат (а это и есть рост производительности труда) приводит к снижению издержек производства на единицу продукции, что, в свою очередь, увеличивает совокупное предложение, сдвигая кривую предложения вправо. И наоборот, падение производительности труда означает увеличение издержек на единицу продукции, что ведет к уменьшению совокупного предложения и сдвигу кривой предложения влево.

Изменение налогов. Увеличение налогов с предприятий ведет к увеличению издержек на единицу продукции. Это равносильно повышению цен на сырьевые ресурсы или увеличению заработной платы работникам. Результатом этого явится сокращение совокупного предложения и сдвиг кривой предложения влево. Напротив, сокращение налогов и субсидии правительства уменьшают издержки на единицу продукции и увеличивают тем самым совокупное предложение, сдвигая кривую предложения вправо.