Неценовые факторы спроса
Изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды) – если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот.
Изменение доходов потребителей. При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (прямая зависимость). Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; если же доходы падают, спрос на них повышается (обратная зависимость). Пример: увеличение доходов повышает спрос на сливочное масло, омары, филе и снижает спрос на капусту, брюкву, репу, восстановленные шины, ношеную одежду.
Цены на сопряженные товары. Если товары взаимозаменяемые (чай — кофе, лес — кирпич, газ — нефть и т.п.), между ценой одного товара и спросом на другой существует прямая связь. В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат — пленка, автомобиль — бензин, лыжи — крепления) между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь.
Количество покупателей на рынке. Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного состава покупателей.
Инфляционные ожидания покупателей. При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается — возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается — формируется отложенный спрос.
Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами кривой спроса:
если спрос под действием неценовых факторов увеличивается – кривая спроса смещается вправо вверх;
если спрос под действием неценовых факторов уменьшается – кривая спроса смещается влево вниз.
Предложение (S) — это то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен в определенный промежуток времени.
Кривая S отражает прямую зависимость между ценой товара и объемом его предложения (рис. 3).
P
S
Q
Рис.3. Кривая предложения
Закон предложения: с увеличением цены на рынке (при прочих равных условиях) увеличивается и предложение данного товара, при падении — сокращается.
Тенденция к увеличению предложения при росте цен объясняется тем, что предприниматели получают добавочную прибыль и имеют возможность расширить производство. Кроме этого в данную отрасль привлекаются новые производители, прельщенные повышением цен.
Изменение цены ведет к изменению величины предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая теория как наука
- Предмет и функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Глава 2. История развития экономической теории
- 2.1. Возникновение и развитие экономической теории
- Современные направления экономической теории
- Экономическая мысль Беларуси: середина
- Глава 3. Экономическая система общества
- 3.1. Сущность и структура экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели рыночной экономики
- Социально-экономическая сущность отношений собственности
- Типы, виды и формы собственности
- Глава 4. Производство: цели, факторы, результаты
- Цель производства и его основные факторы
- Продукт как результат производства. Классификация благ
- Производственные возможности экономики
- Эффективность производства
- Глава 5. Формы общественного хозяйства
- 5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: особенности, условия возникновения и развития
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.4. Деньги и их основные функции
- Глава 6. Спрос, предложение, рынок
- 6.1. Сущность рынка, условия возникновения и развития
- Условия возникновения рынка:
- Структура рынка:
- Функции рынка
- Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
- Спрос и предложение
- Неценовые факторы спроса
- Неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- Глава 7. Теория потребительского поведения
- Кардиналистский подход к определению полезности
- 7.2. Ординалистский подход к определению полезности
- Свойства кривых безразличия
- 7.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 8. Конкуренция и ее виды
- Конкуренция и ее экономическое значение
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынки несовершенной конкуренции
- 8.4. Экономический вред монополизации рынков и антимонопольное регулирование
- Глава 9. Издержки и доходы фирмы
- 9.1. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доход и прибыль фирмы
- Глава 10. Ценообразование на рынках факторов производства
- 10.1. Особенности ценообразования на рынках факторов производства
- 10.2. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда
- 10.3.Рынок земли. Ценообразование на рынке земли
- 10.4. Рынок денежного капитала и его структура
- Глава 11. Национальная экономика: ее цели и структура
- Понятие и основные цели национальной экономики
- Структура национальной экономики
- 11.3. Основные макроэкономические показатели. Измерение национального продукта
- Глава 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос
- 12.2. Совокупное предложение
- 12.3. Макроэкономическое равновесие в модели ad – as
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской модели
- Классическая модель макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Глава 14. Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления
- 14.1. Цикличность экономического развития. Виды циклов и их структура
- 14.2. Инфляция: понятие, причины, виды и влияние на экономику
- 14.3. Антиинфляционная политика
- 14.4. Безработица: понятие, причины и виды
- Глава 15. Финансовая система и фискальная политика
- 15.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
- 15.2. Государственный бюджет: структура и функции
- Бюджетный дефицит
- 15.3. Налоговая система и ее структура
- 15.4. Фискальная политика государства
- Глава 16. Денежно-кредитная политика
- 16.1. Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег
- 16.2. Банковская система
- Функции Центрального банка
- Основные функции коммерческих банков
- Глава 17. Экономический рост
- 17.1. Экономический рост: понятие, факторы и типы
- 17.2. Модели экономического роста
- 17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста
- Глава 18. Социальная политика государства
- 18.1. Сущность и основные направления социальной политики
- 18.2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике
- Глава 19. Мировая экономика
- 19.1. Мировое хозяйство. Формы международных экономических отношений
- 19.2. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
- 19.3. Виды внешнеэкономической политики
- 19.4. Валютная система и валютный курс
- 19.5. Республика Беларусь в системе международных экономических отношений
- Литература