5.4. Деньги и их основные функции
Деньги – товар особого рода. Деньги являются товаром по своему происхождению. Их никто не изобрел: они стихийно выделились из всей массы товаров и стали выполнять роль всеобщего эквивалента. Деньги, как и всякий товар, обладают стоимостью, поскольку они являются сгустком абстрактного общественного труда. Денежный товар обладает также и потребительной стоимостью, которая в отличие от потребительной стоимости других товаров несколько отличается. Потребительная стоимость денежного товара состоит в способности денег непосредственно обмениваться на все товары и таким путем удовлетворять любые потребности своих владельцев. Следовательно, в противоположность всем прочим товарам деньги обладают всеобщей потребительной стоимостью.
Деньги выполняют ряд функций, в которых проявляется их сущность.
Средство обращения. С точки зрения этой функции деньги выступают в виде средства, с помощью которого осуществляется покупка продажа товаров и услуг. Такую функцию могут выполнять многие товары, если они получили всеобщее признание продавцов и покупателей. Для того, чтобы выполнять эту функцию деньги должны обладать высокой ценностью. Это значит, что эту функцию должны выполнять реальные деньги. Появление денег как особого товара позволило усложнить процесс обмена:
Поэтому в товарном производстве возникло и функционирует обращение товаров и обращение денег. Оба процесса имеют определенные различия:
товары могут покидать и надолго сферу обращения;
в отличие от товаров деньги всегда находятся в сфере обращения. При этом присутствие денег может быть реальным и идеальным.
Важной проблемой характерной для функции денег как средства обращения является определение количества денег необходимых для обращения. Для этого используется следующая формула:
КД = (СЦ – К + П – В) /О,
где
КД – количество денег необходимое для обращения;
СЦ – сумма цен товаров и услуг;
К – сумма цен товаров, проданных в кредит;
П – платежи, по которым наступил срок уплаты;
В – взаимопогашающиеся платежи;
О – среднее число оборотов данной денежной единицы в год.
Мера стоимости. Деньги выступают измерителем ценностей товаров для продавцов и покупателей. При покупке товара покупатель сопоставляет ценность покупаемого товара с ценностью денег, которые он теряет. Если эти ценности равны покупка состоится. Ценность денег заключается в возможности купить другие товары. Затраченные деньги на покупку данного товара – это отказ от возможности купить другие товары. Использование денег как меры стоимости связано с ценообразованием, так как цена товара – это ценность товара, выраженная в деньгах.
Средства сбережения. Основу этой функции составляет возможность самостоятельного обращения денег. При этом деньги реально покидают сферу обращения, оставаясь там идеально, то есть деньги выступают как средство приобретения товаров через определенный срок. Функцию средства сбережения выполняют реальные деньги, которые представляют собой всеобщее воплощение богатства.
Средства платежа. Основу этой функции составляют кредитные отношения. Кредитные отношения возникают тогда, когда движение товаров от продавца к покупателю не сопровождается встречным движением денег. При выполнении деньгами функции платежа важное значение имеют следующие правила:
соблюдение интересов всех, кто участвует в сделке;
отсрочка платежа выгодна тому, кто его осуществляет;
отсрочка платежа не выгодна тому, кто этот платеж получает;
равновесие интересов достигается через процент как доход за пользование чужими деньгами.
Выполняя функцию средства платежа, деньги выступают как товар.
Мировые деньги. Эту функцию деньги выполняют в том случае, когда в процессе обращения они покидают пределы своей страны. Особенность этой функции состоит в том, что деньги одновременно выполняют четыре вышеуказанные функции. Это возможно при одном условии, если деньги являются свободно конвертируемой валютой.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая теория как наука
- Предмет и функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Глава 2. История развития экономической теории
- 2.1. Возникновение и развитие экономической теории
- Современные направления экономической теории
- Экономическая мысль Беларуси: середина
- Глава 3. Экономическая система общества
- 3.1. Сущность и структура экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели рыночной экономики
- Социально-экономическая сущность отношений собственности
- Типы, виды и формы собственности
- Глава 4. Производство: цели, факторы, результаты
- Цель производства и его основные факторы
- Продукт как результат производства. Классификация благ
- Производственные возможности экономики
- Эффективность производства
- Глава 5. Формы общественного хозяйства
- 5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: особенности, условия возникновения и развития
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.4. Деньги и их основные функции
- Глава 6. Спрос, предложение, рынок
- 6.1. Сущность рынка, условия возникновения и развития
- Условия возникновения рынка:
- Структура рынка:
- Функции рынка
- Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
- Спрос и предложение
- Неценовые факторы спроса
- Неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- Глава 7. Теория потребительского поведения
- Кардиналистский подход к определению полезности
- 7.2. Ординалистский подход к определению полезности
- Свойства кривых безразличия
- 7.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 8. Конкуренция и ее виды
- Конкуренция и ее экономическое значение
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынки несовершенной конкуренции
- 8.4. Экономический вред монополизации рынков и антимонопольное регулирование
- Глава 9. Издержки и доходы фирмы
- 9.1. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доход и прибыль фирмы
- Глава 10. Ценообразование на рынках факторов производства
- 10.1. Особенности ценообразования на рынках факторов производства
- 10.2. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда
- 10.3.Рынок земли. Ценообразование на рынке земли
- 10.4. Рынок денежного капитала и его структура
- Глава 11. Национальная экономика: ее цели и структура
- Понятие и основные цели национальной экономики
- Структура национальной экономики
- 11.3. Основные макроэкономические показатели. Измерение национального продукта
- Глава 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос
- 12.2. Совокупное предложение
- 12.3. Макроэкономическое равновесие в модели ad – as
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской модели
- Классическая модель макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Глава 14. Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления
- 14.1. Цикличность экономического развития. Виды циклов и их структура
- 14.2. Инфляция: понятие, причины, виды и влияние на экономику
- 14.3. Антиинфляционная политика
- 14.4. Безработица: понятие, причины и виды
- Глава 15. Финансовая система и фискальная политика
- 15.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
- 15.2. Государственный бюджет: структура и функции
- Бюджетный дефицит
- 15.3. Налоговая система и ее структура
- 15.4. Фискальная политика государства
- Глава 16. Денежно-кредитная политика
- 16.1. Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег
- 16.2. Банковская система
- Функции Центрального банка
- Основные функции коммерческих банков
- Глава 17. Экономический рост
- 17.1. Экономический рост: понятие, факторы и типы
- 17.2. Модели экономического роста
- 17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста
- Глава 18. Социальная политика государства
- 18.1. Сущность и основные направления социальной политики
- 18.2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике
- Глава 19. Мировая экономика
- 19.1. Мировое хозяйство. Формы международных экономических отношений
- 19.2. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
- 19.3. Виды внешнеэкономической политики
- 19.4. Валютная система и валютный курс
- 19.5. Республика Беларусь в системе международных экономических отношений
- Литература