Спрос и предложение
Спрос (D) – желание и возможность покупателей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Спрос определяет количество товара, которое потребители желают и могут купить при различных ценах.
Спрос представляет ту часть потребностей, которая обеспечена денежным эквивалентом, то есть спрос это платежеспособная потребность.
Объем спроса – то количество благ, услуг которое потребители готовы купить при данных ценах в течение определенного времени.
Различают индивидуальный спрос (спрос конкретного субъекта на товар) и рыночный спрос (спрос всех покупателей на данный товар).
Источник спроса – всевозможные доходы граждан, фирм, государства. Индивидуальный спрос формируется под влиянием многочисленных факторов. Основным фактором является цена.
Между ценой и спросом существует обратная зависимость, то есть при снижении цены спрос увеличивается и наоборот. Изобразим это графически (рис. 2).
P
D
Q
Рис.2. Кривая спроса
Кривая D (кривая спроса) иллюстрирует закон спроса, суть которого состоит в том, что с повышением цены какого-либо товара, при прочих неизменных условиях, спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара.
В основе закона спроса лежит ограниченность доходов покупателей.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:
эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше данного товара, не отказывая себе в приобретении альтернативных товаров, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя по отношению к данному товару, и спрос на товар падает;
эффекта замещения. Потребители склонны замещать дорогие товары более дешевыми. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;
закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность, потребитель готов приобрести ее лишь за меньшую цену.
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.
Из общего правила убывания величины спроса при росте цены товара имеются исключения:
Величина спроса на некоторые товары абсолютной жизненной необходимости, составляющие основу потребления низкооплачиваемых слоев населения, при повышении цены может не измениться или даже возрасти. Этот эффект получил название «парадокса Гиффена», подметившего еще в прошлом веке, что при увеличении цены картофеля ирландские бедняки увеличивали его потребление. Это связано с тем, что даже при повысившейся цене он оставался самым доступным продуктом, а более дорогие продукты (например, мясо) и при неизменных ценах менее доступными, чем раньше.
Рост цен на престижные предметы роскоши, которые не поглощают большей части доходов наиболее богатых потребителей, может сопровождаться повышением величины спроса на них. Напротив, спрос на данные товары может упасть, если цены на них снизятся. Здесь покупается не столько товар, сколько престиж, связанный с обладанием данным товаром.
Цена является основным фактором, влияющим на спрос, но не единственным.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая теория как наука
- Предмет и функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Глава 2. История развития экономической теории
- 2.1. Возникновение и развитие экономической теории
- Современные направления экономической теории
- Экономическая мысль Беларуси: середина
- Глава 3. Экономическая система общества
- 3.1. Сущность и структура экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели рыночной экономики
- Социально-экономическая сущность отношений собственности
- Типы, виды и формы собственности
- Глава 4. Производство: цели, факторы, результаты
- Цель производства и его основные факторы
- Продукт как результат производства. Классификация благ
- Производственные возможности экономики
- Эффективность производства
- Глава 5. Формы общественного хозяйства
- 5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: особенности, условия возникновения и развития
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.4. Деньги и их основные функции
- Глава 6. Спрос, предложение, рынок
- 6.1. Сущность рынка, условия возникновения и развития
- Условия возникновения рынка:
- Структура рынка:
- Функции рынка
- Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
- Спрос и предложение
- Неценовые факторы спроса
- Неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- Глава 7. Теория потребительского поведения
- Кардиналистский подход к определению полезности
- 7.2. Ординалистский подход к определению полезности
- Свойства кривых безразличия
- 7.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 8. Конкуренция и ее виды
- Конкуренция и ее экономическое значение
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынки несовершенной конкуренции
- 8.4. Экономический вред монополизации рынков и антимонопольное регулирование
- Глава 9. Издержки и доходы фирмы
- 9.1. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доход и прибыль фирмы
- Глава 10. Ценообразование на рынках факторов производства
- 10.1. Особенности ценообразования на рынках факторов производства
- 10.2. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда
- 10.3.Рынок земли. Ценообразование на рынке земли
- 10.4. Рынок денежного капитала и его структура
- Глава 11. Национальная экономика: ее цели и структура
- Понятие и основные цели национальной экономики
- Структура национальной экономики
- 11.3. Основные макроэкономические показатели. Измерение национального продукта
- Глава 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос
- 12.2. Совокупное предложение
- 12.3. Макроэкономическое равновесие в модели ad – as
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской модели
- Классическая модель макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Глава 14. Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления
- 14.1. Цикличность экономического развития. Виды циклов и их структура
- 14.2. Инфляция: понятие, причины, виды и влияние на экономику
- 14.3. Антиинфляционная политика
- 14.4. Безработица: понятие, причины и виды
- Глава 15. Финансовая система и фискальная политика
- 15.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
- 15.2. Государственный бюджет: структура и функции
- Бюджетный дефицит
- 15.3. Налоговая система и ее структура
- 15.4. Фискальная политика государства
- Глава 16. Денежно-кредитная политика
- 16.1. Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег
- 16.2. Банковская система
- Функции Центрального банка
- Основные функции коммерческих банков
- Глава 17. Экономический рост
- 17.1. Экономический рост: понятие, факторы и типы
- 17.2. Модели экономического роста
- 17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста
- Глава 18. Социальная политика государства
- 18.1. Сущность и основные направления социальной политики
- 18.2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике
- Глава 19. Мировая экономика
- 19.1. Мировое хозяйство. Формы международных экономических отношений
- 19.2. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
- 19.3. Виды внешнеэкономической политики
- 19.4. Валютная система и валютный курс
- 19.5. Республика Беларусь в системе международных экономических отношений
- Литература