Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
Как и любому рынку, системе высшего образования присущи основные рыночные атрибуты. Во-первых, производители и потребители образовательных услуг – образовательные учреждения с одной стороны и учащиеся, фирмы, государство и общество с другой. Во-вторых, спрос, выступающий в виде потребности в образовательных услугах и предложение образовательных услуг. Третьим атрибутом является конкуренция, выступающая в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов.
Рынок в сфере высшего образования включает в себя два субрынка:
рынок образовательных продуктов;
рынок академической рабочей силы как сегмент рынка рабочей силы.
Рынок образовательных продуктов подразделяется на: рынок образовательных услуг; рынок учебно-методических разработок; рынок научных исследований.
Рынок образовательных услуг в свою очередь можно подразделить по следующим критериям:
по пространственному признаку;
по степени ограничения конкуренции;
по форме обучения (форме предоставления услуги);
по срокам обучения (срокам предоставления услуги);
по характеру оплаты (степени платности услуг для потребителя);
по субъектам (производителям образовательных услуг);
по правовому статусу производителя;
по содержательной стороне образования (предмету услуги);
по объектам (потребителям образовательных услуг);
по используемым методам обучения;
по специальности.
Рынку образовательных услуг, как и любому другому рынку, присуще выполнение ряда функций:
функция регулирования производства образовательных услуг;
стимулирующая функция – совершенствование организации образовательного производства, внедрение новых форм и методов образовательной деятельности;
санирующая функция, благодаря которой вузы поддерживают и развивают востребованные и избавляются от невостребованных, а значит нежизнеспособных направлений деятельности;
также можно говорить и о специфической функции рынка образовательных услуг высшей школы – фильтрующей. Рынок образовательных услуг высшей школы можно рассматривать как устройство, средство, механизм отбора учащихся по их способностям, умениям, навыкам. Фильтр проходят более образованные, способные к обучению абитуриенты, которые, пройдя систему высшей школы, будут способны предъявлять требования на соответствующее место на рынке труда.
Реализация данных функций происходит через механизм конкуренции между производителями; между потребителями; а также между производителями и потребителями образовательных услуг высшей школы.
Рыночная конкуренция в сфере высшего образования носит особый характер. Это связано с монополистическим характером деятельности образовательных учреждений высшей школы; наличием внешних эффектов (экстерналий); наличием информационной асимметрии; некоммерческой природой образовательных учреждений; отсутствием рыночного механизма ценообразования.
Учитывая обозначенные особенности конкурентных отношений на рынке образовательных услуг, в настоящее время даже ярые сторонники рыночных отношений не ставят под сомнение роль государства в развитии системы образования, обеспечении качества и принципа равной доступности образования для разных социальных слоев населения, и признают государство реальным участником рынка образовательных услуг, оставляя за ним роль регулятора рыночных процессов, вдохновителя и созидателя, игрока и арбитра, собственника и гаранта.
Таким образом, основными функциям государства на рынке образовательных услуг высшей школы являются:
создание нормативно-правовой базы, обслуживающей экономические отношения в системе образования;
разработка и утверждение образовательных стандартов;
контроль за соблюдением законодательства, образовательных стандартов, этических норм и правил;
финансирование высшей школы;
контроль за эффективностью расходования бюджетных средств, направляемых в систему высшего образования;
контроль качества подготовки специалистов посредством проведения аттестаций и аккредитаций;
создание условий для развития и повышения эффективности системы высшего образования.
- Предисловие
- Глава 1. Экономическая теория как наука
- Предмет и функции экономической теории
- Методы экономической теории
- Глава 2. История развития экономической теории
- 2.1. Возникновение и развитие экономической теории
- Современные направления экономической теории
- Экономическая мысль Беларуси: середина
- Глава 3. Экономическая система общества
- 3.1. Сущность и структура экономической системы
- Типы экономических систем
- Модели рыночной экономики
- Социально-экономическая сущность отношений собственности
- Типы, виды и формы собственности
- Глава 4. Производство: цели, факторы, результаты
- Цель производства и его основные факторы
- Продукт как результат производства. Классификация благ
- Производственные возможности экономики
- Эффективность производства
- Глава 5. Формы общественного хозяйства
- 5.1. Натуральное хозяйство и товарное производство: особенности, условия возникновения и развития
- 5.2. Товар и его свойства
- 5.4. Деньги и их основные функции
- Глава 6. Спрос, предложение, рынок
- 6.1. Сущность рынка, условия возникновения и развития
- Условия возникновения рынка:
- Структура рынка:
- Функции рынка
- Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы
- Спрос и предложение
- Неценовые факторы спроса
- Неценовые факторы предложения
- Рыночное равновесие
- 6.4. Эластичность спроса и предложения
- Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- Глава 7. Теория потребительского поведения
- Кардиналистский подход к определению полезности
- 7.2. Ординалистский подход к определению полезности
- Свойства кривых безразличия
- 7.3. Равновесие потребителя. Эффект дохода и эффект замещения
- Глава 8. Конкуренция и ее виды
- Конкуренция и ее экономическое значение
- Функции конкуренции
- Формы конкуренции
- Методы конкурентной борьбы
- Рынок совершенной конкуренции
- Рынки несовершенной конкуренции
- 8.4. Экономический вред монополизации рынков и антимонопольное регулирование
- Глава 9. Издержки и доходы фирмы
- 9.1. Понятие и классификация издержек. Издержки производства в краткосрочном периоде
- Издержки производства в долгосрочном периоде
- Доход и прибыль фирмы
- Глава 10. Ценообразование на рынках факторов производства
- 10.1. Особенности ценообразования на рынках факторов производства
- 10.2. Рынок труда. Ценообразование на рынке труда
- 10.3.Рынок земли. Ценообразование на рынке земли
- 10.4. Рынок денежного капитала и его структура
- Глава 11. Национальная экономика: ее цели и структура
- Понятие и основные цели национальной экономики
- Структура национальной экономики
- 11.3. Основные макроэкономические показатели. Измерение национального продукта
- Глава 12. Макроэкономическое равновесие
- 12.1. Совокупный спрос
- 12.2. Совокупное предложение
- 12.3. Макроэкономическое равновесие в модели ad – as
- Глава 13. Макроэкономическое равновесие в классической и кейнсианской модели
- Классическая модель макроэкономического равновесия
- Кейнсианская модель макроэкономического равновесия
- Глава 14. Макроэкономическая нестабильность и ее основные проявления
- 14.1. Цикличность экономического развития. Виды циклов и их структура
- 14.2. Инфляция: понятие, причины, виды и влияние на экономику
- 14.3. Антиинфляционная политика
- 14.4. Безработица: понятие, причины и виды
- Глава 15. Финансовая система и фискальная политика
- 15.1. Финансовая система: понятие, структура и функции
- 15.2. Государственный бюджет: структура и функции
- Бюджетный дефицит
- 15.3. Налоговая система и ее структура
- 15.4. Фискальная политика государства
- Глава 16. Денежно-кредитная политика
- 16.1. Денежный рынок. Спрос на деньги и предложение денег
- 16.2. Банковская система
- Функции Центрального банка
- Основные функции коммерческих банков
- Глава 17. Экономический рост
- 17.1. Экономический рост: понятие, факторы и типы
- 17.2. Модели экономического роста
- 17.3. Человеческий капитал в моделях экономического роста
- Глава 18. Социальная политика государства
- 18.1. Сущность и основные направления социальной политики
- 18.2. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике
- Глава 19. Мировая экономика
- 19.1. Мировое хозяйство. Формы международных экономических отношений
- 19.2. Международное производственное и научно-техническое сотрудничество
- 19.3. Виды внешнеэкономической политики
- 19.4. Валютная система и валютный курс
- 19.5. Республика Беларусь в системе международных экономических отношений
- Литература