logo
BOOK1

Анализ рынков на примере рынка образовательных услуг высшей школы

Как и любому рынку, системе высшего образования присущи основные рыночные атрибуты. Во-первых, производители и потребители образовательных услуг – образовательные учреждения с одной стороны и учащиеся, фирмы, государство и общество с другой. Во-вторых, спрос, выступающий в виде потребности в образовательных услугах и предложение образовательных услуг. Третьим атрибутом является конкуренция, выступающая в качестве формы взаимодействия рыночных субъектов.

Рынок в сфере высшего образования включает в себя два субрынка:

Рынок образовательных продуктов подразделяется на: рынок образовательных услуг; рынок учебно-методических разработок; рынок научных исследований.

Рынок образовательных услуг в свою очередь можно подразделить по следующим критериям:

Рынку образовательных услуг, как и любому другому рынку, присуще выполнение ряда функций:

Реализация данных функций происходит через механизм конкуренции между производителями; между потребителями; а также между производителями и потребителями образовательных услуг высшей школы.

Рыночная конкуренция в сфере высшего образования носит особый характер. Это связано с монополистическим характером деятельности образовательных учреждений высшей школы; наличием внешних эффектов (экстерналий); наличием информационной асимметрии; некоммерческой природой образовательных учреждений; отсутствием рыночного механизма ценообразования.

Учитывая обозначенные особенности конкурентных отношений на рынке образовательных услуг, в настоящее время даже ярые сторонники рыночных отношений не ставят под сомнение роль государства в развитии системы образования, обеспечении качества и принципа равной доступности образования для разных социальных слоев населения, и признают государство реальным участником рынка образовательных услуг, оставляя за ним роль регулятора рыночных процессов, вдохновителя и созидателя, игрока и арбитра, собственника и гаранта.

Таким образом, основными функциям государства на рынке образовательных услуг высшей школы являются:

  1. создание нормативно-правовой базы, обслуживающей экономические отношения в системе образования;

  2. разработка и утверждение образовательных стандартов;

  3. контроль за соблюдением законодательства, образовательных стандартов, этических норм и правил;

  4. финансирование высшей школы;

  5. контроль за эффективностью расходования бюджетных средств, направляемых в систему высшего образования;

  6. контроль качества подготовки специалистов посредством проведения аттестаций и аккредитаций;

  7. создание условий для развития и повышения эффективности системы высшего образования.