logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

Концентрация производства и монополизации рынка

Как показывает мировой опыт, процесс концентрации производства и тем более капитала не тождественен процессу монополизации, хотя между ними и существует тесная связь. Чем крупнее был трест, картель, синдикат, тем сильнее возрастала их доля в соответствующей отрасли производства и тем в большей мере они становились монополистами.

Однако, начиная с 60-х гг. ХХ столетия, этот "линейный" процесс существенно видоизменился и усложнился. Монополистические гиганты, господствовавшие в той или иной отрасли, чувствовали себя не слишком комфортно в условиях резко меняющейся конъюнктуры на рынке, в особенности перед конкурентами, стремящимися внедриться в данную отрасль. Бывшие отраслевые тресты превратились в многоотраслевые концерны. Их утверждение создало реальные каналы межотраслевого движения монополистического капитала. Научно-техническая революция не только обеспечила ему дополнительные сферы приложения, но и подготовила необходимые предпосылки для дальнейшей жизнедеятельности. По мере интернационализации производства и капитала, увеличения открытости экономик развитых стран, число конкурентов значительно пополнилось иностранными транснациональными корпорациями.

В результате вместо одной, существовавшей в начале века монополии только на автомобильном рынке Америки, появилось около двух с половиной десятков кампаний Западной Европы, Японии и Южной Кореи. Некоторые из них имели по несколько заводов в США. Такую ситуацию стали называть олигополистической конкуренцией. Следовательно, тенденция к усилению монополизации не подавила конкуренцию. Напротив, с помощью многоотраслевой (а за тем и международной) экспансии, поддерживаемой государством, возникли новые формы конкуренции, а также повысился ее качественный уровень. И, безусловно, это стало одним из определяющих явлений развития экономики во второй половине двадцатого столетия.

Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30% наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность, однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.

Дело в том , что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.

В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим, при анализе отраслевой структуры, отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.

Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т. е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли в целом. Что свойственно поведению предприятия, то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. В условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.

Отсутствие заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще. В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный конт­роль над ценой.

Принято считать, что российская экономика характеризуется очень высокой степенью концентрации производства и монополизации рынка в национальных масштабах. Преодоление монополизма требует анализа барьеров для вхождения конкурентов на рынки и разработки методов их снижения. Высокий уровень монополизации может сочетаться с достаточно эффективной работой отрасли, как с отраслевых, так и с народнохозяйственных позиций – сохранение объемов производства в условиях общеэкономического спада, мощный экспортный потенциал и т. д. Характерным примером является работа АО "Газпрома".

Исследования показали довольно низкий уровень концентрации на российских рынках, с одной стороны, а с другой стороны, существенное влияние на экономические процессы в России факторов монопольной власти, которые нельзя объяснить лишь влиянием наследия командной экономики.

Общая характеристика ситуации с монополиями в России может быть дана на основе показателей удельного веса числа предприятий-монополистов в общем числе предприятий отрасли, удельного веса монопольной продукции в общем объеме производства предприятий-монополистов. Наряду с тем, что число предприятий-монополистов невелико (порядка 2% в промышленности в целом), они производят одну треть совокупного выпуска. При этом распределение монопольного поведения неравномерно по отраслям экономики. Наибольшей степенью монополизации отличается черная и цветная металлургия, химическая промышленность и машиностроение.

Как уже было сказано, монополия отнюдь не тождественна концентрации. Последняя превращается в монополию в определенных случаях. Это положение очень важно учитывать в антимонопольной практике, чтобы не превратить борьбу с монополизмом в противодействие объективным процессам концентрации производства.