Концентрация производства и монополизации рынка
Как показывает мировой опыт, процесс концентрации производства и тем более капитала не тождественен процессу монополизации, хотя между ними и существует тесная связь. Чем крупнее был трест, картель, синдикат, тем сильнее возрастала их доля в соответствующей отрасли производства и тем в большей мере они становились монополистами.
Однако, начиная с 60-х гг. ХХ столетия, этот "линейный" процесс существенно видоизменился и усложнился. Монополистические гиганты, господствовавшие в той или иной отрасли, чувствовали себя не слишком комфортно в условиях резко меняющейся конъюнктуры на рынке, в особенности перед конкурентами, стремящимися внедриться в данную отрасль. Бывшие отраслевые тресты превратились в многоотраслевые концерны. Их утверждение создало реальные каналы межотраслевого движения монополистического капитала. Научно-техническая революция не только обеспечила ему дополнительные сферы приложения, но и подготовила необходимые предпосылки для дальнейшей жизнедеятельности. По мере интернационализации производства и капитала, увеличения открытости экономик развитых стран, число конкурентов значительно пополнилось иностранными транснациональными корпорациями.
В результате вместо одной, существовавшей в начале века монополии только на автомобильном рынке Америки, появилось около двух с половиной десятков кампаний Западной Европы, Японии и Южной Кореи. Некоторые из них имели по несколько заводов в США. Такую ситуацию стали называть олигополистической конкуренцией. Следовательно, тенденция к усилению монополизации не подавила конкуренцию. Напротив, с помощью многоотраслевой (а за тем и международной) экспансии, поддерживаемой государством, возникли новые формы конкуренции, а также повысился ее качественный уровень. И, безусловно, это стало одним из определяющих явлений развития экономики во второй половине двадцатого столетия.
Изучение вопросов, связанных с деятельностью предприятий в условиях монополии, имеет сегодня не только теоретическое, но и практическое значение. Для России, в промышленности которой более 30% наименования выпускаемой продукции производится одним предприятием, проблема чистой монополии занимает одно из центральных мест в экономическом анализе. Поэтому изучение проблем микроэкономического характера, вызываемых деятельностью предприятий-монополистов, имеет первостепенную важность, однако монополизм не является чисто российской проблемой, хотя она наиболее остра и актуальна, прежде всего, в нашем отечестве.
Дело в том , что в странах со сложившейся рыночной экономикой (США, Германия, Япония и многие другие), где доля предприятий-монополистов промышленности невелика и где решение вопроса деятельности монополий имеет свою историю, постоянно идет процесс поиска новых, отвечающих современным условиям решений, направленных на повышение эффективности деятельности, как самих предприятий-монополистов, так и экономики в целом.
В России по данным Института Экономики РАН на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственным предприятием-монополистом. В связи с этим, при анализе отраслевой структуры, отмечается крайняя монополизация как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики. Анализ чистой монополии важен, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, даже в странах с развитой конкуренцией на долю монополизированного сектора приходится от трех и выше процентов валового национального продукта. Во-вторых, изучение чистой монополии представляет научный и практический интерес в связи с тем, что оно дает возможность понять более распространенные рыночные структуры: монополистическую конкуренцию и олигополию, ибо обе они сочетают в различной степени черты и чистой конкуренции, и чистой монополии.
Абсолютная или чистая монополия возникает в том случае, когда одна фирма становится единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей или субститутов. Чистая монополия характеризуется целым рядом специфических черт. Предприятие-монополист олицетворяет собой целую отрасль, т. е. последняя представлена всего одной фирмой. Именно эта фирма является единственным производителем или единственным поставщиком данного товара. Следовательно, законы спроса и предложения действуют одинаково и их проявление однозначно, что для отдельного предприятия, что для отрасли в целом. Что свойственно поведению предприятия, то характерно и для отрасли. В этом смысле чистая монополия занимает противоположную позицию чистой конкуренции. В условиях чистой конкуренции положение предприятия, оценка его деятельности и поведения не совпадает с оценкой положения на отраслевом рынке. Предмет монополии уникален в том смысле, что не существует адекватных или близких заменителей монополизированного продукта. Перед покупателем не стоит проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него.
Отсутствие заменителей монополизированного продукта, имеет важное значение с точки зрения рекламы. В зависимости от типа предполагаемого продукта или услуги монополист может варьировать уровень расходов на рекламу или не заниматься ей вообще. В частности, реклама предметов роскоши направлена на привлечение покупателей, тогда как товары первой необходимости в рекламе не нуждаются, так как их потребители постоянно сталкиваются с необходимостью их приобретения . В отличие от фирм, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.
Принято считать, что российская экономика характеризуется очень высокой степенью концентрации производства и монополизации рынка в национальных масштабах. Преодоление монополизма требует анализа барьеров для вхождения конкурентов на рынки и разработки методов их снижения. Высокий уровень монополизации может сочетаться с достаточно эффективной работой отрасли, как с отраслевых, так и с народнохозяйственных позиций – сохранение объемов производства в условиях общеэкономического спада, мощный экспортный потенциал и т. д. Характерным примером является работа АО "Газпрома".
Исследования показали довольно низкий уровень концентрации на российских рынках, с одной стороны, а с другой стороны, существенное влияние на экономические процессы в России факторов монопольной власти, которые нельзя объяснить лишь влиянием наследия командной экономики.
Общая характеристика ситуации с монополиями в России может быть дана на основе показателей удельного веса числа предприятий-монополистов в общем числе предприятий отрасли, удельного веса монопольной продукции в общем объеме производства предприятий-монополистов. Наряду с тем, что число предприятий-монополистов невелико (порядка 2% в промышленности в целом), они производят одну треть совокупного выпуска. При этом распределение монопольного поведения неравномерно по отраслям экономики. Наибольшей степенью монополизации отличается черная и цветная металлургия, химическая промышленность и машиностроение.
Как уже было сказано, монополия отнюдь не тождественна концентрации. Последняя превращается в монополию в определенных случаях. Это положение очень важно учитывать в антимонопольной практике, чтобы не превратить борьбу с монополизмом в противодействие объективным процессам концентрации производства.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9