logo search
Хрестоматия для курса

Оценка текущего инновационного потенциала России

В настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, в особенности на фоне развитых стран. Так, в деловой литературе отмечают тенденцию по снижению доли высокотехнологичных продуктов в ВВП России с 1,12% в 2007г. до 1,03% в 2008г. По этому показателю Россия занимает лишь 312-е место в мире [1]. Ведущие же позиции в данном рейтинге занимают страны, рост ВВП в которых на 50%-90% определяет развитый научно-технический комплекс страны. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации называют экономические реформы 90-х годов, оказавшие влияние на резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности.

В свою очередь в период с 1990г. по 2007г. это способствовало уменьшению организаций, выполняющих исследования, за исключением различных НИИ (число которых увеличилось). В 2007 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составляло всего 8,5% от их общего количества [2], что в целом неудивительно, учитывая, что дефицит финансирования научно-исследовательских процессов не позволяет создать необходимую материально-техническую базу и обеспечить достойными кадрами развитие инновационных технологий. Увеличение разрыва между спросом на высокотехнологичную продукцию и возможностью её производить, приводит к тому, что предприятия почти всех отраслей предпочитают закупку готового оборудования созданию собственных НИОКР.

Объясняется это нежеланием заниматься венчурным финансированием, а закупать проверенную, готовую для потребления продукцию. В то же время рост импорта производственных технологий позволил частично компенсировать результаты кризиса промышленного производства 1991-1999 г. и технологического спада, который продолжается в России до сих пор. С 1997 г. общее число используемых в российской промышленности передовых производственных технологий (собственных и импортированных) увеличилось в 2,6 раза (с 55,5 до 141,0 тыс.). При этом, например, в области проектирования и инжиниринга, связи и управления число технологий выросло в 6 раз, информационных систем – в 4 раза [3].

Таким образом, сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой в РФ высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но никак не радикально новой. Увы, с более широкой точки зрения это является губительным для внутреннего производства высокотехнологичной продукции. В частности, именно такую позицию озвучил Президент РФ Д.А. Медведев на прошедшем 26.12.2009г. заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики: «Мы заинтересованы, помимо того, чтобы заниматься импортозамещением – чем мы, в общем-то, исторически занимались с советских времен и, кстати, в этом преуспели – нам нужны именно прорывные технологии, новые решения…».

В то же время, нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В ХХ веке около двух третей мировых новаций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей Российской фундаментальной науки. Нельзя забывать и про колоссальные наработки ВПК еще в советские времена: при реализации инновационно-ориентированного пути развития Российской экономики это необходимо учитывать. Действительно, в последние годы Россия развивалась в основном за счет внешних источников – продажи природных ресурсов и сырья, а также за счет «дешевых» кредитов иностранных банков. В условиях Мирового финансового кризиса необходимо искать альтернативные внутренние возможности роста. Так, в ноябре 2008г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.

В 2010 году основной задачей правительства является минимизация и, по возможности, предотвращение так называемых «социальных потрясений». Озвучены планы о вменении в обязанность государственным корпорациям (как ключевым институтам развития [4]) и компаниям, которые сегодня принято относить к естественным монополиям[1], выделение средств на поддержку НИОКР, что было поддержано основными представителями указанных структур. Таким образом, учитывая, что в 2010 году о прямом расширенном выделении средств из бюджета на развитие инноваций речи не идет, возникает вопрос о том, как будет реализована политика инновационного развития и запланированная в ее рамках модернизация производственных мощностей российских предприятий.

Согласно прогнозам Правительства РФ[2], программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.

Первый этап – консолидация конкурентных преимуществ (2009-12 гг.):

1) реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;

2) адаптация к кризисным процессам в мировой экономики;

3) создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;

4) опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.

Второй этап – инновационный прорыв (2013-20 гг.).

Ознаменовывается рывком в повышении конкурентоспособности на основе:

1) перехода на новую технологическую базу;

2) улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;

3) формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;

4) формирования общества доверия и социального благополучия, смягчение социальной и региональной дифференциации.

Приведенная выше оценка состояния текущего инновационного потенциала России позволяет сделать вывод о наличии ряда существенных осложнений, которые вынуждена будет решать экономика России как для целей преодоления текущего кризисного состояния экономики (возможно даже речь можно вести о стагфляции), так и для реализации планов по переводу российской экономики на «инновационные рельсы». Рассмотрим ключевые проблемы инновационного развития России.