logo
Хрестоматия для курса

Депрессивный потребитель

Официальный прогноз МВФ на ближайший год заметно отличается от мнения главы фонда: мировой спрос будет расти, а восстановление от кризиса в большинстве развитых стран начнется уже в конце 2012 года. В 2013 году большинству стран мира обещают исключительно экономический рост.

Банковские аналитики придерживаются мнения, что потенциал мирового спроса исчерпать невозможно как минимум ближайшие 20 лет. Так, к примеру, в исследовании Societe Generale «Новый мировой порядок: когда спрос превышает предложение» утверждается, что вплоть до 2030 года мировой спрос будет только увеличиваться пропорционально приросту населения Земли.

Однако есть небольшой нюанс: в развитых странах увеличение численности населения в ближайшие 20 лет будет происходить, как и сейчас, в основном за счет пенсионеров, потребительская активность которых вряд ли ощутимо вырастет. Сегодняшняя статистика на уровне государств также не рисует каких-либо радужных перспектив в краткосрочной перспективе – траты жителей западных стран пусть незначительно, но сокращаются, цены растут, а выхода из кризиса пока что не видно. Например, в 2011 году британцы так усиленно экономили, что их траты по некоторым позициям (например, расходы на транспорт) оказались на уровне 2000 года. Расходы американцев за несколько лет, начиная с 2007 года, в среднем упали на 8%. По некоторым позициям этот показатель составил более 20% – настолько, к примеру, за эти годы упал спрос на новые автомобили.

Экономисты обращают внимание на то, что в последнем квартале 2011 года потребительская активность в Великобритании даже слегка увеличилась – люди стали тратить на 0,5% больше, чем в предыдущем квартале, и это был первый случай роста за полтора года. Однако делать выводы по последнему кварталу года, как правило, нельзя – сказывается обилие праздников и активная подготовка к новому году. О настроении людей и их готовности тратить можно будет делать выводы лишь по статистике первого квартала или даже полугодия 2012 года.

Показательно, что более субъективный фактор – настроение людей – становится все более пессимистичным и совсем не способствует желанию тратить деньги. Так, например, по данным опроса медиакорпорации CNN, проведенного в середине 2011 года, 48% американцев вполне согласны с мнением Кристин Лагард и считают вполне вероятным повторение сценария Великой депрессии. В конце 2008 года, когда экономическая ситуация была хуже и менее предсказуема, того же мнения придерживалось меньшее количество людей – 38% опрошенных. На фоне таких настроений для людей более естественно экономить и сокращать собственные расходы, чтобы быть готовыми к «черному дню» на случай, если он наступит.