Особенности функционирования организации в виртуальном пространстве
26 мая 2010, 08:30
Левчаев Петр Александрович - доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева.
Формирование информационной экономики, развитие сопутствующих технологий и процессы глобализации определили на рубеже XX-XXI вв. возникновение такого нового явления как виртуальный бизнес, под которым понимается использование экономическими субъектами возможностей виртуальных рынков и технологий информационной экономики для получения прибыли.
Виртуальный рынок есть виртуальное пространство, в котором экономические субъекты посредством продажи и приобретения коммуникационных и информационных услуг осуществляют коммерческие операции. Классическое понимание роли факторов производства (труда, капитала и пр.) в создании стоимости было дополнено осмыслением того, что вся система производства, потребления продукта может быть источником прибыли. В этой системе-сети огромную роль играют знания, информация, коммерческие идеи, уникальные возможности.
Виртуальные рынки характеризуются относительно симметричным распределения информации, свободным доступом и равноправием партнеров, прозрачностью (открытостью и постоянной доступность информации для участников сделки), реальным режимом времени осуществления сделок, отсутствием пространственных границ. Очевидно, что существующая стадия развития виртуальных рынков преодолевает многие недостатки рынков реальных. Они способствуют снижению различных видов издержек (в т.ч. трансакционнных), росту эффективности бизнес-процессов, снижению барьеров входа в отрасли новым субъектам и минимизации монополизированности существующих рынков. Возможно, эти оптимистичные характеристики присущи лишь начальной стадии развития виртуальных рынков.
Поведение хозяйствующих субъектов может быть представлено на виртуальных рынках в двух формах:
1) предприятия, фирмы пользуются информационно-коммуникационными возможностями, представляемыми виртуальными рынками в необходимой для ведения бизнеса степени;
2) фирмы создаются в качестве виртуальных, полностью принимая на себя все информационные возможности глобальной сетевой экономики.
Виртуальной организацией является компьютерно опосредованная организационная структура, состоящая из команды географически не объединенных работников, которые для реализации общей цели используют электронные средства коммуникации и возможности информационной экономики при минимальном или отсутствующем личном контакте. Члены такой организации, работая над проектом, находятся в отношениях сотрудничества, кооперации, координации, и в меньшей степени в отношениях подчиненности, иерархии, должностных обязанностей. Создание и функционирование подобной организации представляет собой процесс интеллектуального моделирования виртуальных явлений.
К особенностям виртуальных организаций относят следующие: 1) функционирование в информационном пространстве; 2) добровольность участия; 3) независимость агентов; 4) свободная конфигурация связей; 5) наличие общих ценностей в информационно-виртуальной среде.
Преимуществами таких форм организации являются: 1) быстрая скорость реагирования на возникающие запросы; 2) более полная степень удовлетворения запросов потребителей; 3) быстрые темпы обновления информационной, материальной базы; 4) сниженная доля затрат; 5) мобильность на изменения конъюнктуры рынка; 6) быстрая смена конфигурации связей.
Сетевая экономика, выступая по существу инфраструктурой бизнес-процессов, дает возможность экономическому субъекту организовать непрерывные информационные потоки на всех уровнях и во всех стадиях воспроизводственного процесса в мировом масштабе. Предприятиям уже нет необходимости жестко контролировать, владеть всей цепочкой процесса – от добычи сырья до продажи готовой продукции. Речь идет о встраивании ресурсов глобальной информационной экономики во внутренние сети предприятий для реализации необходимых бизнес-процессов. В настоящее время организовано множество сетей выходящих за пределы конкретных субъектов экономики. Это относится к банкам, биржам, компьютерным компаниям, автомобильным предприятиям, консультационным фирмам, компании электронной торговли, СМИ и др.
По целевому назначению и специфике функционирования сетей выделяют такие их типы:
1) модульная сеть, которая на определенные сроки объединяет партнеров, выполняющих только свои производственные функции;
2) временная сеть, объединяет партнеров для реализации отдельных проектов;
3) целевая сеть, дает возможность выполнить кооперационный проект для достижения общей цели партнеров;
4) стратегическая сеть позволяет обеспечить реализацию долговременных интересов бизнес партнеров.
Инфраструктура виртуальной организации решает ряд важных для бизнеса задач: 1) упрощает контакты между членами; 2) унифицирует форму взаимодействия; 3) способствует снижению риска; 4) оптимизирует схемы взаимодействия; 5) повышает степень оперативности и коорденированности совместных работ; 6) формирует единое поле стандартов по реализуемым проектам.
Элементами инфраструктуры являются: 1) средства и технологии коммуникации; 2) средства поддержки групповой деятельности; 3) системы управления знаниями; 4) средства приобретения информации и поддержки жизненного цикла.
Функционирование виртуальной организации предполагает интеграцию уникального опыта, ноу-хау, передовых технологий, производственных и сбытовых возможностей многих самостоятельных экономических субъектов, которые они не могли бы выполнить в отдельности – в этом заложен синергетический потенциал этой формы. Этим организациям может быть оперативно доступна фактически любая информация, современные знания, наилучшие ресурсы. Знания информационного контура связанные с сетевой формой организации бизнеса способны на новом уровне определить конкурентные высоты участников неоэкономики и зачастую привести к не предполагаемым возможностям уникального пути развития и создания совершенно нового продукта. Виртуальный продукт полностью адаптирован под индивидуальные запросы потребителей и реализуется в минимальные сроки. Примером являются фирмы: Toyota, Ford, Motorola и другие известные ТНК, способные под заказ через Интернет произвести продукцию соответствующую чаяниям потребителей.
В условиях таких возможностей для производителей становится особо важным знание запросов (даже еще не сформировавшихся) своих потенциальных клиентов, конкурентных преимуществ с целью максимального воспроизводства потребителей, определения и формирования их спроса, шкалы ценностей и стандартов жизни. Фактически, производитель должен сначала идентифицировать запросы потребителя (т.е. продать продукт), а затем его произвести. Потребители в этих условиях вправе выбрать партера, способного наилучшим образом реализовать их мечту в реальность. Симбиоз производителя и потребителя происходит вне зависимости от пространственных, временных, этических, финансовых границ.
Особенности ведения виртуального бизнеса характеризуются рядом отличий от традиционных форм его организации. Так виртуальные предприятия проходят стадии своего жизненного цикла гораздо быстрее. Существует реальная угроза разбалансированности параметров организации и основных финансовых характеристик из-за большой скорости изменений (например, темпы капитализации, темпы роста затрат на обновление информационные технологии, темпы расширения и пр.). Поскольку виртуальное предприятие ориентировано на передовые формы запросов, оно стремится подтянуть под них и основные финансовые, производственные и информационные параметры, а финансовая отдача от таких оперативных и масштабных изменений малоадекватна в настоящее время. Предприятие становится заложником своей мобильности – стремясь к соответствию будущим параметрам, оно отдаляется от соответствия параметрам действительности. В этих условиях жизнеспособность виртуального агента бизнеса может поддерживаться только опережающими темпами роста продаж, тиражирования новых разработок. Среди других недостатков можно отметить неопределенность параметров стратегического планирования, отсутствие личного морального участия в успехе общего дела, сниженную личную коммуникативность в принятии коллективных решений, отсутствие или сниженная роль руководителя-лидера.
На российском рынке создание и функционирование виртуальных предприятий происходит как самостоятельным образом, так и посредством деятельности филиалов крупных зарубежных компаний. Процессы внутриофисной, корпоративной автоматизации, распространения программного обеспечения и представления информационно-коммуникационных услуг являются требованием времени. Однако, наиболее подготовленными к принятию данных инноваций выступают предприятия ориентированные на экспортную деятельность, создание филиальной сети в других странах, предприятия лидеры отрасли и компьютерные компании. Именно им в первую очередь нужны единые формы и стандарты отчетности, получения, обработки и представления информации, доступ к передовым базам знаний и технологий. Зарубежные компании фактически транслируют свой передовой опыт организации бизнеса в филиальную сеть – переданная конфигурация бизнеса, его стандарты, элементы инфраструктуры являются неотъемлемой частью организационной культуры.
Рынок информационных технологий в России рассматривается как перспективный. Он характеризуется как инновационный, инфраструктурный, мультипликативный и высокорентабельный. Темпы его роста превосходят темпы роста национальной экономики. Емкость рынка информационных технологий, представляемого в настоящее время крупным корпоративным и финансовым сегментом, оценивается в 10 млрд. руб. в год и может вырасти к 2010 г. в 10 раз. Емкость мирового рынка составляет 1650,7 млрд. дол. США. Однако если структура отечественного рынка представлена 70 % оборудования, 10 % программного обеспечения, 20 % услуг, то в странах Западной Европы соотношение составляет соответственно: 20, 20 и 40 %.
Согласно концепции развития рынка информационных технологий до 2010 г. в числе проблем, препятствующих инновационной направленности развития, следующие: слабая капитализация отрасли, затрудненность доступа к капиталу и выходу на фондовые рынки, отсутствие возможности венчурного финансирования. Обеспечение роста отрасли предполагается осуществить за счет: 1) увеличения ежегодных темпов роста до 26 %; 2) достижения ежегодного объема инвестиций в проекты до 100 млн. дол. США (включая размещение акций предприятий на международных фондовых рынках); 3) достижения экспорта программного обеспечения не менее 5 млрд. дол. США в год. Учитывая национальные стратегические задачи, параметры рынка информационных технологий нельзя считать оптимальными, ибо развитие мирового рынка характеризуется инновационными скачкообразными переходами на более высокие уровни производства, качества услуг, государственного и корпоративного управления.
Литература
1. В поисках новой теории: Книга для чтения по экономической теории с проблемными ситуациями: учеб. пособие / под ред. А. Г. Грязновой, Н. Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2004. – 368 с.
2. Делягин М. Г. Мировой кризис: Общая теория глобализации: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 768 с.
3. Левчаев П.А. Финансы организаций: учеб. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2-е изд., перераб. и доп. 2010. – 304 с.
4. Сетевая экономика: учеб. пособие / В.Н. Бугорский. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 256 с.
- Экономика слов, чисел, рассуждений и мнений
- Ресурсы: квалификация и классификация
- Логика распределения ресурсов в экономике
- Основы системного выделения элементов финансовых ресурсов
- Чем затраты отличаются от расходов
- Где взять деньги для экономического роста
- Сущность и функции кризиса
- Экономическая динамика. Кризис, как состояние экономического равновесия
- Прибыль, инфляция и экономический рост
- Темпы экономического роста - "Голландская болезнь"
- "Голландская болезнь"
- Борьба за ренту
- Социальный капитал
- Образование, человеческий капитал и нтп
- Сбережения, инвестиции и накопление капитала
- Заключение
- Неравенство и экономический рост. Подходит ли кривая Кузнеца для российской экономики?
- Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций
- Введение
- Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик
- Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике
- Положение дел в российской экономике
- Инвестиционные перспективы для российской экономики.
- Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.
- Стратегическое развитие экономических субъектов России в глобальном миропорядке
- Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности
- Оценка текущего инновационного потенциала России
- Проблемы инновационного развития России
- Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России
- Формирование и структура бюджета доходов и расходов
- Отчет о прибылях и убытках. Приложение 1.
- Инновационная экономика России: финансово-экономические предпосылки и условия формирования
- Новая модель роста - «экономика предложения»
- Современные транснациональные корпоративные империи - одна из ключевых первопричин мирового кризиса
- Факторы и темпы экономического роста в России
- Основные факторы роста
- Калькуляция темпов роста
- Экспортно-ориентированный рост
- Ориентированный внутрь рост
- Экономическая политика России: исчерпание старой модели
- Экономическая политика 1999–2009 гг. – экономика спроса
- Макроэкономические и структурные ограничения модели 1999–2009 гг. («экономики спроса»), требующие выработки новой модели роста
- Система опережающих индикаторов для России
- Часть 1: основные методические и статистические проблемы
- Расчет сводного опережающего индикатора и диффузного индекса.
- Часть 2: основные результаты
- Место снг в мировой финансовой системе
- Динамика экономического роста: сравнение внешнеэкономических блоков по некоторым показателям
- Основные достижения снг и проблемы 2011 года и приоритетные направления развития в 2012 году
- Развитие инфраструктуры
- Развитие предпринимательства в россии
- Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Места возникновения затрат и центры ответственности
- Сша: циклы Жюгляра и смена президентов во втор. Пол. XX - нач. XXI вв.
- 1. Существуют ли циклы Жюгляра в экономике сша? Подмена Митчеллом циклов Жюгляра «деловыми циклами».
- 2. Воздействие циклов Жюгляра на политическую принадлежность американских президентов
- 3. Причины двойного срыва в цикле роста 1975-1982 гг. И начало постиндустриальной эпохи
- Ф.Д.Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией
- Инфляция: основные виды и методы регулирования
- Информационная сущность и характеристики бизнеса
- Способы оценки информационной безопасности бизнеса
- В 2010 году финансовое состояние сша ухудшится
- Китай наносит ответный удар
- Китай наносит ответный удар. Часть вторая
- Китайское чудо на пути к закату
- Особенности функционирования организации в виртуальном пространстве
- Выход – налево
- Депрессивный потребитель
- Призрак бродит
- Китай: десять лет Дракона
- Неофициальный лидер
- Полоса препятствий
- Противоречия экономики Китая
- В ожидании «идеального шторма»
- Часть первая - цифрологическая
- Часть вторая – о причинах
- Часть третья – о дне грядущем
- Резюме – во что же вкладывать?
- Кредитно-долговой мазохизм денежных властей России
- Стратегии модернизации российской экономики
- Интеграция региональных экономических систем
- Об адаптированности западных учебников по «Финансам» к российским аналогам
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
- Что такое финансовая грамотность
- Пол Кругман: о бебиситтерах и мировом кризисе
- Роль финансового образования в повышении благосостояния населения
- Терминология стоимостной природы финансовых ресурсов