Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России
Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице бизнеса и власти для целей совместной успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, требует определенных «правил поведения» и со стороны т.н. «предпринимательского сообщества», в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии, прочее) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в т.ч. прогнозной) базой, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, озвученным в докладе министра экономического развития Набиуллиной Э.С., завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 года (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующими характеристиками:
· доля предприятий, осуществляющих технологические инновации должна возрасти до 40-50%;
· удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35%;
· объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3% ВВП.
В ходе реализации данной программы планируется:
· Стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализацию, капитализацию интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность гос.закупок, Реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;
· введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных Исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских Университетов;
· радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнесинкубаторов и технопарков и т.д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры [8];
· поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.
В целом для качественного изменения существующего положения дел в сфере инвестиционно-инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством новой экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. Рассмотрим основные условия и организационные мероприятия, которые позволят реализовать рассматриваемую экономическую стратегию со стороны основных участников данного процесса. В частности, со стороны государства в лице органов власти (в т.ч. его политических и экономических регуляторов) необходимо осуществлять следующее:
· создавать условия для свободы предпринимательства и конкуренции, для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
· снижать административные барьеры в экономике, проводить меры, способствующие снижению коррупции;
· формировать условия для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономике, для совместной с бизнесом работы по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
· оптимизировать государственное регулирование экономических процессов, устраняя избыточное влияние и осуществляя косвенное вмешательство в те процессы, где это необходимо;
· поэтапно сокращать государственное участие в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
· участвовать главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, с развитием инфраструктуры при безусловном обеспечении равных условий конкуренции в тех секторах, где наряду с государственными функционируют частные компании, включая использование механизма частного предпринимательства для оказания социальных услуг населению на основе соответствующего государственного и/или муниципального заказа;
· поддерживать инициативы бизнеса в развитии социальной сферы, в сохранении и умножении человеческого капитала в России;
· расширять участие предпринимательского сообщества (в лице его общественных представителей[5]) в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономических процессов;
· поэтапно осуществлять внедрение и реализацию механизма частно-государственного партнерства в наиболее важных отраслях экономики; обеспечивать привлекательность условий для участников частно-государственного партнерства;
· обеспечить повышение и поддержание высокого статуса ключевых институтов развития (в т.ч. гос.корпораций) осуществляя с их непосредственным участием ключевые этапы реализации государственной экономической, в том числе инновационно-ориентированной стратегии развития.
Роль частного сектора в успешной реализации государственной экономической, инновационно-ориентированной стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии в «общественных» обсуждениях находящихся в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов (включая направление общественными представителями бизнеса своих рекомендаций, предложений и поправок), а также поддержание диалога с властью, путем организации и принятия участия в конференциях, форумах и выставках, посвященных различным проблемам экономического развития. В качестве примера можно привести Международный Московский салон инноваций и инвестиций, участие в котором в 2009 году приняли более 700 организаций [9] (1500 проектов) и около 3000 участников, и по итогам которого был заключен ряд перспективных сделок по развитию смелых инновационных проектов, Инновационный форум (с международным участием) в Томске и другие, не менее значимые мероприятия.
Подводя итоги, отметим, что, на наш взгляд, сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных (законодательных) документов и методологических концепций – это один из ключевых шагов в создании благоприятных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов. Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения инвестиционной привлекательности России (на внутреннем и внешнем рынках) и соответственно для реального продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном уровне.
Библиографический список:
1. «В Совете Федерации хотят усовершенствовать законодательство в сфере науки и научно-технической деятельности», сайт «Новости Федерации» 04.12.2009, (http://www.regions.ru/news/fedsovet/2256741). 2. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта Правительства РФ (http://www.government.ru/content/governmentactivity/). 3. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта Министерства образования и науки РФ (http://www.mon.gov.ru/files/materials). 4. Гудков А.В., Инновационное развитие станет принудительным / Коммерсантъ, №208/П (4263) от 09.11.2009. 5. «Российский инновационный сектор планирует использовать кризис для «рывка», Агентство по развитию инновационного предпринимательства 27.10.2008г. 6. Степанов Н., "Практически все инновационные программы в машиностроении и металлургии замораживаются из-за кризиса", сайт "NANO NEWS NET" 08.03.2009, (http://www.nanonewsnet.ru/blog/nikst/prakticheski-vse-innovatsionnye-programmy-v-mashinostroenii-metallurgii-zamorazhivayutsya). 7. Ускова Е., "Кризис — отличное время для перемен. Если вы к ним готовы", сайт "Наука и Технологии РФ". 8. Михеев О.Л., Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства / В.И. Осипов. М.: Анкил, 2009. 55 с. 9. Статья подготовлена с использованием материалов с официального сайта ММСИИ, (http://www.innovex.ru/itogi9.html). 10. Статья подготовлена с использованием информационно-правовой системы «Консультант +».
Сноски:
[1] Например, ОАО «Газпром», ОАО «РЖД». [2] На основе материалов доклада Министра экономического развития РФ Набиуллиной Э.С. «Россия-2020» от 15.10.2008г. [3] Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности". [4] Национальная ассоциация инноваций и развития информационных технологий, (www.nair-it.ru.) [5] Под «общественными представителями» для целей настоящей статьи мы будем понимать некоммерческие организации, осуществляющие представительские функции, а также функции по защите прав и интересов бизнеса (союзы предпринимателей, предпринимательские сообщества и т.п.)
- Экономика слов, чисел, рассуждений и мнений
- Ресурсы: квалификация и классификация
- Логика распределения ресурсов в экономике
- Основы системного выделения элементов финансовых ресурсов
- Чем затраты отличаются от расходов
- Где взять деньги для экономического роста
- Сущность и функции кризиса
- Экономическая динамика. Кризис, как состояние экономического равновесия
- Прибыль, инфляция и экономический рост
- Темпы экономического роста - "Голландская болезнь"
- "Голландская болезнь"
- Борьба за ренту
- Социальный капитал
- Образование, человеческий капитал и нтп
- Сбережения, инвестиции и накопление капитала
- Заключение
- Неравенство и экономический рост. Подходит ли кривая Кузнеца для российской экономики?
- Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций
- Введение
- Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик
- Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике
- Положение дел в российской экономике
- Инвестиционные перспективы для российской экономики.
- Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.
- Стратегическое развитие экономических субъектов России в глобальном миропорядке
- Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности
- Оценка текущего инновационного потенциала России
- Проблемы инновационного развития России
- Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России
- Формирование и структура бюджета доходов и расходов
- Отчет о прибылях и убытках. Приложение 1.
- Инновационная экономика России: финансово-экономические предпосылки и условия формирования
- Новая модель роста - «экономика предложения»
- Современные транснациональные корпоративные империи - одна из ключевых первопричин мирового кризиса
- Факторы и темпы экономического роста в России
- Основные факторы роста
- Калькуляция темпов роста
- Экспортно-ориентированный рост
- Ориентированный внутрь рост
- Экономическая политика России: исчерпание старой модели
- Экономическая политика 1999–2009 гг. – экономика спроса
- Макроэкономические и структурные ограничения модели 1999–2009 гг. («экономики спроса»), требующие выработки новой модели роста
- Система опережающих индикаторов для России
- Часть 1: основные методические и статистические проблемы
- Расчет сводного опережающего индикатора и диффузного индекса.
- Часть 2: основные результаты
- Место снг в мировой финансовой системе
- Динамика экономического роста: сравнение внешнеэкономических блоков по некоторым показателям
- Основные достижения снг и проблемы 2011 года и приоритетные направления развития в 2012 году
- Развитие инфраструктуры
- Развитие предпринимательства в россии
- Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Места возникновения затрат и центры ответственности
- Сша: циклы Жюгляра и смена президентов во втор. Пол. XX - нач. XXI вв.
- 1. Существуют ли циклы Жюгляра в экономике сша? Подмена Митчеллом циклов Жюгляра «деловыми циклами».
- 2. Воздействие циклов Жюгляра на политическую принадлежность американских президентов
- 3. Причины двойного срыва в цикле роста 1975-1982 гг. И начало постиндустриальной эпохи
- Ф.Д.Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией
- Инфляция: основные виды и методы регулирования
- Информационная сущность и характеристики бизнеса
- Способы оценки информационной безопасности бизнеса
- В 2010 году финансовое состояние сша ухудшится
- Китай наносит ответный удар
- Китай наносит ответный удар. Часть вторая
- Китайское чудо на пути к закату
- Особенности функционирования организации в виртуальном пространстве
- Выход – налево
- Депрессивный потребитель
- Призрак бродит
- Китай: десять лет Дракона
- Неофициальный лидер
- Полоса препятствий
- Противоречия экономики Китая
- В ожидании «идеального шторма»
- Часть первая - цифрологическая
- Часть вторая – о причинах
- Часть третья – о дне грядущем
- Резюме – во что же вкладывать?
- Кредитно-долговой мазохизм денежных властей России
- Стратегии модернизации российской экономики
- Интеграция региональных экономических систем
- Об адаптированности западных учебников по «Финансам» к российским аналогам
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
- Что такое финансовая грамотность
- Пол Кругман: о бебиситтерах и мировом кризисе
- Роль финансового образования в повышении благосостояния населения
- Терминология стоимостной природы финансовых ресурсов