Что такое финансовая грамотность
В международном обиходе принято представление о финансовой грамотности как о способности физических лиц управлять своими финансами и принимать эффективные краткосрочные и долгосрочные финансовые решения.
Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского Союза и Организацией экономического сотрудничества и развития актуальной задачей общественного развития.
Финансовое образование (ФО) определяется ОЭСР как «процесс, в результате которого индивиды улучшают свои знания о финансовых продуктах и концепциях и за счет информации, инструктажа и/или объективных рекомендаций вырабатывают навыки и укрепляют доверие, чтобы понимать (финансовые) риски и иметь возможность делать информированный выбор, узнать о том, куда обращаться за помощью, а также уметь предпринимать другие эффективные действия, чтобы улучшать свое финансовое благосостояние и обеспечить защиту своих интересов».
Еврокомиссия так определила конечную цель финансового образования: «развить способность потребителя и собственника маленькой фирмы понимать суть финансового продукта и принимать квалифицированные, продуманные решения».
Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают «совокупность двух элементов:
1. владение индивидами информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации консультационных услуг;
2. способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения: при осуществлении специальных расчетов, оценке риска, сопоставлении сравнительных преимуществ и недостатков той или иной финансовой услуги».
В соответствии с определением Управления по регулированию и надзору в сфере финансовых услуг Великобритании (UK Financial Services Authority - FSA), финансовая грамотность (компетенция) предполагает способность людей жить по средствам, следить за состоянием своих финансов, планировать свои будущие доходы и расходы, особенно пенсию, правильно выбирать финансовые продукты и разбираться в финансовых вопросах.
Финансово грамотное население:
- Ежемесячно ведет учет расходов и доходов семьи, - Живет по средствам – без излишних долгов, - Финансово планирует на перспективу (готовность к непредвиденным обстоятельствам и подготовка к пенсии), - Приобретает финансовые продукты и услуги на основе выбора, - Ориентируется в вопросах финансовой сферы.
(На основе определения UK Financial Services Authority - FSА )
Правительство США создало Комиссию по финансовой грамотности и образованию ( Financial Literacy and Education Commission) и специализированный интернет-ресурс , а также Консультативный Совет по финансовой грамотности при Президенте США. В докладе Консультативного совета по финансовой грамотности финансовая грамотность определена как "умение эффективно использовать знания и навыки по управлению финансовыми ресурсами для достижения финансового благополучия." Отмечается, что «финансовая грамотность» должна рассматриваться как динамическое понятие, так как грамотность предполагает возможность "каждому человеку эффективно реагировать на постоянно меняющиеся личные и внешние экономические обстоятельства."
Луис Витт из Института социально-финансовых исследований определяет финансовую грамотность как «умение читать, анализировать, управлять и выделять те финансовые условия, которые влияют на материальное благополучие. Это включает в себя способность различать варианты финансовых решений, обсуждать денежные и финансовые вопросы без дискомфорта, строить планы на будущее, и грамотно реагировать на события, которые влияют на повседневную жизнь с финансовой точки зрения, в том числе события в мировой экономике" .
Финансовая грамотность (как формируемые в процессе обучения компетенции ) включает три взаимосвязанных элемента: установки, знания и навыки.
Первая часть – правильные установки - это базис финансовой грамотности. Речь идет о формировании культуры финансового поведения, которая начинается с планирования семейного бюджета, причем на длительную перспективу, и выработки стратегии реализации потребностей жизненного цикла.
Необходимые знания - принципы и схемы функционирования финансового рынка, понимание природы и функций финансовых институтов, инструментов, азы юридической и налоговой грамотности, понимание границ ответственности финансовых институтов перед клиентами и клиентов перед финансовыми институтами, владение минимальным финансовым словарем, включая понятия риска и доходности, дисконтирования, инфляции, понимание различий между наличными и безналичными платежами, и т.п.
Необходимые навыки
- умение читать договор и понимать содержащуюся в нем информацию, сравнивать между собой предложения различных компаний, умение подавать претензию или жалобу в том случае, если его права нарушены, умение искать и находить информацию о финансовом рынке и т.п.
ОЭСР определяет финансовое образование как процесс, посредством которого потребители финансовых услуг совершенствуют свои знания о финансовых продуктах и понятиях, и, благодаря информации и/ или объективным советам и рекомендациям, развивают свои навыки и уверенность в себе. Это позволяет им повысить осведомленность о финансовых рисках и возможностях, делать обоснованный выбор, знать, куда обращаться за помощью, и принимать другие эффективные меры для улучшения своего финансового благосостояния.
Проблематика финансовой грамотности охватывает широкий круг тем:
- осведомленность в вопросах банковских услуг и потребительского кредитования, - управление личным бюджетом, - управление финансовыми рисками (в том числе недопущение формирования избыточной задолженности и риска банкротства), - вопросы страхования, - понимание принципов инвестирования и соотношения между уровнем доходности и риска, - знание прав потребителя и требований обязательного раскрытия информации, - планирование пенсионного периода и финансового обеспечения основных событий жизненного цикла человека.
См. также: - Роль финансового образования в повышении благосостояния населения.
Справка:
"Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика" Авторы: А.В. Зеленцова, Е.А. Блискавка, Д.Н. Демидов. Издано при участии: Центра Исследований Платежных Систем и Расчетов Сборник посвящен вопросам повышения финансовой грамотности населения в России и в мире. Приводятся результаты исследований уровня финансовой грамотности населения и анализ сложившейся ситуации в этой сфере. Дано краткое описание международного опыта, а также рекомендаций ОЭСР по организации программ финансовой грамотности населения, приведены примеры из российской практики. Отдельное внимание уделено роли защиты прав потребителей финансовых услуг. Будет интересен работникам государственных, структур, региональных и муниципальных администраций, формирующих и реализующих мероприятия общественных организаций и финансовых компаний, а также всем, кто интересуется вопросами повышения финансовой грамотности населения. по повышению финансовой грамотности, разработчикам образовательных и информационных программ и проектов в этой области, представителям образовательных институтов.
- Экономика слов, чисел, рассуждений и мнений
- Ресурсы: квалификация и классификация
- Логика распределения ресурсов в экономике
- Основы системного выделения элементов финансовых ресурсов
- Чем затраты отличаются от расходов
- Где взять деньги для экономического роста
- Сущность и функции кризиса
- Экономическая динамика. Кризис, как состояние экономического равновесия
- Прибыль, инфляция и экономический рост
- Темпы экономического роста - "Голландская болезнь"
- "Голландская болезнь"
- Борьба за ренту
- Социальный капитал
- Образование, человеческий капитал и нтп
- Сбережения, инвестиции и накопление капитала
- Заключение
- Неравенство и экономический рост. Подходит ли кривая Кузнеца для российской экономики?
- Реальные перспективы развития российской экономики и эффективные направления инвестиций
- Введение
- Что такое экономика? Структуры мировой и национальных экономик
- Главные факторы мировой экономики, влияющие на ситуацию в российской экономике
- Положение дел в российской экономике
- Инвестиционные перспективы для российской экономики.
- Приложение. Общая логика среднесрочного циклического развития экономики.
- Стратегическое развитие экономических субъектов России в глобальном миропорядке
- Теоретический анализ особенностей инновационного развития России в условиях финансовой нестабильности
- Оценка текущего инновационного потенциала России
- Проблемы инновационного развития России
- Роль государства и частного сектора в реализации инновационного потенциала России
- Формирование и структура бюджета доходов и расходов
- Отчет о прибылях и убытках. Приложение 1.
- Инновационная экономика России: финансово-экономические предпосылки и условия формирования
- Новая модель роста - «экономика предложения»
- Современные транснациональные корпоративные империи - одна из ключевых первопричин мирового кризиса
- Факторы и темпы экономического роста в России
- Основные факторы роста
- Калькуляция темпов роста
- Экспортно-ориентированный рост
- Ориентированный внутрь рост
- Экономическая политика России: исчерпание старой модели
- Экономическая политика 1999–2009 гг. – экономика спроса
- Макроэкономические и структурные ограничения модели 1999–2009 гг. («экономики спроса»), требующие выработки новой модели роста
- Система опережающих индикаторов для России
- Часть 1: основные методические и статистические проблемы
- Расчет сводного опережающего индикатора и диффузного индекса.
- Часть 2: основные результаты
- Место снг в мировой финансовой системе
- Динамика экономического роста: сравнение внешнеэкономических блоков по некоторым показателям
- Основные достижения снг и проблемы 2011 года и приоритетные направления развития в 2012 году
- Развитие инфраструктуры
- Развитие предпринимательства в россии
- Вклад неоинституционализма в понимание проблем переходной экономики
- Часть 1
- Часть 2
- Часть 3
- Часть 4
- Места возникновения затрат и центры ответственности
- Сша: циклы Жюгляра и смена президентов во втор. Пол. XX - нач. XXI вв.
- 1. Существуют ли циклы Жюгляра в экономике сша? Подмена Митчеллом циклов Жюгляра «деловыми циклами».
- 2. Воздействие циклов Жюгляра на политическую принадлежность американских президентов
- 3. Причины двойного срыва в цикле роста 1975-1982 гг. И начало постиндустриальной эпохи
- Ф.Д.Рузвельт: Новый курс и борьба с Великой депрессией
- Инфляция: основные виды и методы регулирования
- Информационная сущность и характеристики бизнеса
- Способы оценки информационной безопасности бизнеса
- В 2010 году финансовое состояние сша ухудшится
- Китай наносит ответный удар
- Китай наносит ответный удар. Часть вторая
- Китайское чудо на пути к закату
- Особенности функционирования организации в виртуальном пространстве
- Выход – налево
- Депрессивный потребитель
- Призрак бродит
- Китай: десять лет Дракона
- Неофициальный лидер
- Полоса препятствий
- Противоречия экономики Китая
- В ожидании «идеального шторма»
- Часть первая - цифрологическая
- Часть вторая – о причинах
- Часть третья – о дне грядущем
- Резюме – во что же вкладывать?
- Кредитно-долговой мазохизм денежных властей России
- Стратегии модернизации российской экономики
- Интеграция региональных экономических систем
- Об адаптированности западных учебников по «Финансам» к российским аналогам
- Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика
- Что такое финансовая грамотность
- Пол Кругман: о бебиситтерах и мировом кризисе
- Роль финансового образования в повышении благосостояния населения
- Терминология стоимостной природы финансовых ресурсов