5.4. Интеграционные процессы в отрасли
Любая фирма стремится принимать такие решения, которые обеспечивали бы получение максимальной прибыли.
Каждая фирма применяет в своей деятельности одновременно, по крайней мере, две стратегические установки – установку на монополизацию рынка и установку на интеграцию своей деятельности в единый процесс функционирования рынка. Действия согласно первой установки направлены в целом на снижение числа конкурентов, действия согласно второй – на стабилизацию своего собственного положения путем уменьшения степени риска за счет долго- или краткосрочного сотрудничества с другими фирмами. Интеграция основана на понимании баланса конкурентных сил и предполагает взаимное сотрудничество ради сохранения этого баланса.
Горизонтальная интеграция (отраслевая концентрация) – форма монополизации производства, которая была ее ведущим направлением в начале ХХ века. Горизонтальная интеграция – объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, применяющих сходные технологии. Предусматривает налаживание тесных взаимосвязей "по горизонтали", то есть с учетом дальнейшей совместной деятельности. Горизонтальную интеграцию осуществляют технологически независимые предприятия, заинтересованные в увеличении совместного сбыта продукции.
Горизонтальная интеграция оказалась далеко не единственной формой монополизации. Наряду с образованием отраслевых монополий стали развиваться процессы проникновения крупных компаний в другие отрасли, относящиеся к исходным отраслям как последовательные ступени их производства и обращения (например, инвестиционный, металлургический, топливно-энергетический и другие комплексы), то есть начала развиваться вертикальная интеграция.
Вертикальная интеграция – производственное и организационное объединение, взаимодействие предприятий, связанных общим участием в производстве, продаже, потреблении однородного или вообще одного и того же конечного продукта, объединенных технологической или продуктовой кооперацией. Вертикальная интеграция предусматривает взаимодействие поставщиков материалов, изготовителей узлов и деталей, сборщиков конечного изделия, продавцов и потребителей конечного продукта. Она обусловлена, прежде всего, действующей или намечаемой схемой производства и продвижения товара на рынке. Эта форма монополизации стала ведущим ее направлением в 20-40-х гг. ХХ столетия.
Помимо интеграции в послевоенный период стала развиваться также диверсификация, то есть проникновение крупных компаний в любые отрасли, не находящиеся в производственной или функциональной связи с основной отраслью. Эти две формы монополизации существенно раздвинули границы данного процесса, позволили крупным компаниям слиться с мелкими и средними предприятиями и одновременно с государственным производством, а также выйти за национально-государственные рамки.
В принципе, интеграция затрагивает все институциональные, функциональные и инструментальные аспекты объединяющихся предприятий. Характер и масштабы необходимых изменений находятся в сильной зависимости от конкретной ситуации. Для успешной интеграции необходимо решение ряда задач:
развитие управленческих связей между купленным предприятием и компанией-покупателем;
согласование различающихся систем управления и управленческого инструментария, включая систему управления персоналом;
определение роли, задачи, компетенции и ответственности руководящего персонала;
установление продолжительности интеграционного процесса;
разрешение конфликтов.
Центральной задачей интеграции является резкое повышение стоимостных параметров, то есть одноразовое возрастание стоимости объединенного предприятия и особенно создаваемой стоимости. Показатель качества интеграционного процесса – достигнутый синергетический эффект (как результат создания стоимости).
Разные эксперты определяют разный срок интеграции. Некоторые считают оптимальным сроком 24 месяца, другие могут колебаться от 5 до 20 лет. Для выбора подхода к проведению интеграции можно выделить 5 факторов:
Перераспределение ресурсов.
Перераспределение функциональных обязанностей.
Распределение функций в области менеджмента.
Планирование интеграции.
Интеграционные ресурсы.
Рассмотрим виды интеграции, существующие в странах с развитой экономикой.
Формами интеграции выступают картели, синдикаты, тресты, концерны, конгломераты, ассоциации, союзы, консорциумы, промышленные узлы и, на самом высшем уровне, транснациональные корпорации (ТНК).
Картель – это объединение ряда предприятий одной отрасли производства, при котором его участники, сохраняя свою собственность на средства и результаты производства, вступают между собой в длительные соглашения общества установлении единых цен, о делении рынков по потребителям продукции и т. д.
Синдикат – это объединение предприятий одной отрасли, при котором собственность на средства производства сохраняется за участниками соглашения, а произведенная продукция является собственностью всего синдиката (то есть сохраняется производственная самостоятельность участников синдиката, но утрачивается их коммерческая самостоятельность). Данная форма распространена главным образом в добывающих отраслях, сельском и лесном хозяйстве
Трест – это объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.
Типичная крупная фирма – концерн – является сегодня ядром экономики развитых стран. Она прошла длительный путь развития, на котором чередовались процессы горизонтальной и вертикальной интеграции производства, диверсификации. На ее базе решаются вопросы отраслевого, межотраслевого, территориального и в немалой степени национального развития.
Ассоциация – добровольное объединение (союз) независимых производственных предприятий, научных, проектных, конструкторских, строительных и прочих организаций, имеющих, как правило, ограниченную, а порой чисто номинальную ответственность.
Наряду с бессрочными организационными объединениями возникают временные объединения предприятий, организации для решения конкретных задач в течение определенного периода времени, называемые консорциумами. Они объединяют предприятие любой подчиненности и любой формы собственности. Участники консорциума сохраняют хозяйственную самостоятельность и могут быть одновременно членами других ассоциаций, совместных предприятий, консорциумов. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование.
К консорциумам следует отнести и временные межотраслевые инвестиционные, научно-технические и другие комплексы, создаваемые для реализации научно-технических, инвестиционных, экологических и других программ.
Промышленные узлы – это группа предприятий и организаций, которые размещаются на смежных территориях и совместно используют производственную и социально-бытовую инфраструктуру, природные и другие ресурсы, создают общие производства межотраслевого и местного территориального значения, сохраняя при этом свою самостоятельность.
Диверсификацию и интеграцию отраслей в России начали практиковать относительно недавно, по сравнению с зарубежными странами. Но благодаря развитию этих направлений удалось реструктуризировать многие предприятия в различных отраслях, тем самым повысить экономический потенциал государства, спасти многие мелкие предприятия от банкротства путем их слияния с более крупными компаниями.
На первом этапе реформы (1992-1993 годы) были искусственно разрушены многие производственные и научно-производственные комплексы, системы, состоящие из технологически взаимосвязанных предприятий. Однако, начиная с 1994 года, все более активным становится стремление предприятий войти в состав крупных интегрированных структур.
В России действуют специфические факторы, побуждающие предприятия к объединению в общие структуры:
Рост издержек, происшедший в результате отказа от государственного регулирования и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе рыночной реформы.
Необходимость восстановления разрушенных производственно-технологических связей.
Необходимость структурной перестройки производства, которая невозможна без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов.
Лоббирование интересов предприятия. Более успешно это может быть сделано не одним предприятием, а их группой, имеющей общие интересы.
Раньше всего в России стали интегрироваться нефтяные компании по типу вертикальной интеграции. Эти структуры прошли все этапы развития от производственно-технологической интеграции до финансово-организационной, от решения проблем материально-технического снабжения до рационализации систем управления. Аналогичные организационные процессы стали проявляться в других отраслях, в частности, в металлургии и машиностроении. Но в этих отраслях интеграция оказалась менее успешной потому, что объединения ориентировались на решение узкого круга производственных и сбытовых задач.
В металлургии и машиностроении интеграция происходит в форме финансово-промышленных групп. Здесь эффективнее интеграция в форме слияний и поглощений.
Происходит интеграция и частных предприятий, занимающихся разными видами деятельности. Обычно, это связано с необходимостью иметь большие финансовые ресурсы, кроме этого здесь возникает возможность налогового планирования. Крупным частным предприятиям легче выйти на рынок и закрепиться на нем.
Рассмотрим несколько принципиальных схем, на основе которых в условиях России может производиться объединение предприятий в крупные компании.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9