2.Закон спроса и предложения
Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Спрос можно представить в виде шкалы, показывающей количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой конкретной цене из ряда возможных в течение определенного периода времени. В экономике действует закон спроса: чем цены выше, тем спрос ниже и наоборот, чем цены ниже, тем спрос выше. Таким образом главным фактором, который оказывает влияние на спрос является цена.
На спрос также оказывают влияние неценовые факторы: 1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение пот потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Пример: физическое здоровье становится все более популярным, а это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Примеры: японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем самым повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.
Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.
Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории.
Примеры: увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, омары, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как капуста, репа, восстановленные шипы и ношенная одежда.
4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем нашего продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Примеры: снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
5. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Пример: неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.
Увеличение спроса, при прочих равных условиях (неизменности предложения), порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса обнаруживает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Мы обнаруживаем прямую связь между изменением спроса и вытекающими отсюда изменениями равновесной цены и количества продукта.
Закон предложения гласит, что при прочих равных условиях количество предлагаемого товара изменяется прямо пропорционально его цене.
Кривая предложения будет смещаться при изменении: цен на ресурсы, технологии, налогов и субсидий, цен на другие товары, количество поставщиков, ожиданий , связанных с будущей ценой товара.
На конкретных рынках цена приходит к равновесному уровню, при котором спрос = предложению. Изменение спроса изменяет равновесную цену и равновесное количество продукта в том же направлении, в каком меняется и сам спрос. Изменение предложения приводит к изменению равновесной цены в противоположном направлении, а равновесного количества –в том же направлении, в каком меняется и само предложение.
- 1.Конкуренция и ее виды.
- 2.Закон спроса и предложения
- 3.Диверсификация, концентрация и специализация производства.
- 4.Приведенная (дисконтированная) стоимость
- 5.Переменные и постоянные издержки
- 6. Кредитно-денежная политика
- 7. Денежное обращение и теория денег
- 8. Гос бюджет, его дефицит и профицит
- 9. Налоговая система рф
- 10. Переходная экономика, её сущность и отличительные черты
- 11. Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.
- 12. Инфляция и безработица.
- 13. Санация и банкротство предприятий.
- 14. Резиденты и нерезиденты институциональная единица.
- 15. Структурная перестройка экономики
- 16. Факторы производства: труд, земля и капитал.
- 17. Институциональная структура общества.
- 18. Предпринимательство как фактор производства.
- 19. Национальная экономика: совокупный спрос и совокупное предложение.
- 20. Безработица: сущность и виды.
- 21. Экономический рост: факторы и условия
- 22. Экономический цикл -
- 23.Мировая экономика: проблемы международной торговли.
- 24. Мировая экономика: поблема глобализации
- 25. Совершенн (неограничен) конкуренция -
- 26.Национальная экономика: система национальных счетов
- 27.Валовый внутренний продукт
- 28. Транспорт как отрасль материального пр-ва.
- 29. Единая транспортная сис-ма рф, состав и структура.
- 31. Гос регулирование деят-ти тр организаций.
- 32. Налогообложение юридических лиц.
- 33. Налогообложение физ. Лиц.
- 34. Оценка эфф-сти внедрения нов тех-ки и прогресс технологий в тр отрасль.
- 35.Рынок транспортных услуг: сущность и содержание.
- 36.Классификация транспортных услуг
- 38. Особенности тр-та как отрасли мат. Пр-ва.
- 39. Особенности ценообразования на тр-те
- 40. Конкуренция на рынке транспортных услуг.
- 41.Правовое регулирование тр д-ти.
- 42. Гос регулирование деят-ти тр организаций.
- 43.Особенности правового рег-ия межд. Перевозок грузов и пассажиров.
- 44..Современное состояние и перспективы развития транспорта в России.
- 51.Особенности реализации инвестиционных проектов на транспорте
- 54.Основные фонды транспортных орг-ций, показатели их стоимости и эффективности исп-я.
- 55. Амортизационные отчисления, порядок их нормирования и системы расчета.
- 56. Оборотные фонды транспортных организаций.
- Фонды обращения- материальные и денежные средства, обслуживающие сферу обращения. В них входят:
- Значение нормирования об.Ср-в
- 57. Организация наличных и безналичных расчетов между хозяйствующими субъектами
- 58.Бухгалтерский учет. Сущность и содержание.
- 59.Транспортные издержки, их состав по видам и статьям затрат.
- 60.Переменные и постоянные расходы.
- 61. Автотранспортное предприятие как социально-экономическая система.
- 62. Корпоративная культура автотранспортного предприятия.
- 63. Ресурсы транспортного предприятия.
- 65. Эффективность использования оборотных фондов транспортных предприятий.
- 66. Нематериальные активы транспортных предприятий.
- 67. Методы управления трудовыми ресурсами транспортных предприятий.
- 68. Особенности организации оплаты труда работников транспортных предприятий.
- 69. Роль и место кредитов в хозяйственном механизме управления предриятием.
- 71.Особенности формирования аркетинговой стратегии трасп пр-ия.
- 72. Оценка финансового состояния атп.
- 73. Роль инвестиций в развитии атп.
- 74.Обоснование и выбор стратегии развития атп.
- 75. Организация учета и отчетности на атп.
- 76. Организация труда на предприятиях автотранспорта.(по лекц Улицкой им)
- 77. Нормирование труда на предприятиях транспорта.
- 78. Оплата труда на предприятиях транспорта.
- 79.Сущность и функции планирования работы предприятий
- 80.Стратегическое планирование развития предприятия.
- 81. Содержание бизнес-планирования на транспорте.
- 82.Планирование производства и сбыта продукции.
- 83.Финансовое планирование на предприятиях транспорта.
- 84. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности транспортного предприятия: сущность и содержание
- 85.Особенности планирования числ работников на атп.
- 86.Режим труда и отдыха работников транспорта
- 87. Организационно-производственная структура автотранспортного предприятия
- 88. Оценка эффективности организационной структуры управления.
- 89.Организация работы подразделений коммерческой службы атп
- 90. Организация работы подразделений технической службы атп
- 91. Организация работы подразделений хозяйственной службы атп
- 92. Себестоимость автотранспортных услуг.
- 94.Направление снижения себестоимости автотранспортных услуг.
- 95.Особенности формирования доходов атп
- 96. Организация аналитической работы на атп
- 97. Источники информации для аналитической работы на атп и их идентификация
- 98.Типы, формы и методы организации производства на атп
- 99.Учет фактора времени при экономической оценке инвестиций
- 100.Особенности организации производственных процессов на атп
- 101.Сущность и функции планирования работы предприятия .(Из лекций Ляско)
- 102 . Система планов на предприятиях транспорта
- 104. Трудовые ресурсы транспорта, их профессиональный состав и структура.