logo
шпоры к госам 2012

66. Нематериальные активы транспортных предприятий.

Нематериальные активы – активы предприятия, не имеющие физической, осязаемой формы нематериальным активам относятся активы:

-не имеющие материально-вещественной (физической) структуры,

-идентифицируемые от другого имущества предприятия,

используемые в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, либо для управленческих нужд предприятия,

-используемые в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев),

-способные приносить экономические выгоды (доход) в будущем,

-имеющие надлежащие оформленные документы, -подтверждающие существование самого актива и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, договор уступки и т.д.)

Нематериальные активы можно подразделить на три основные группы:

-объекты интеллектуальной собственности (промышленная собственность, ноу-хау, объекты авторского права); -организационные расходы; -деловая репутация (или гудвилл).

Одновременно нужно отметить, что в практике АТП большинство НМА не нахо­дят своего отражения в финансовой отчетности. К подобным ак­тивам чаще всего относятся пакеты выгодных коммерческих пред­ложений, контракты, исключительные авторские права на про­граммы для ЭВМ, информационные базы, оригинальные управ­ленческие и технологические решения, собственные патенты и лицензии и т. п. То, что эти активы не отражены в балансе, связано с их отно­сительной «неосязаемостью». Вместе с тем все НМА могут получить стоимостную оценку. Так, для оценки такой части нематериальных активов, как патенты и лицензии, часто используется метод «роялти».