logo
шпоры к госам 2012

24. Мировая экономика: поблема глобализации

Превращение мирового рынка в единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала, называют глобализацией.

Глобализация, по сути, это более высокая стадия интернационализации. Мировые рынки многих товаров уже поделены ТНК в том смысле, что они присутствуют или доминируют в большинстве стран мира на местных рынках товаров и услуг. Целью современных корпораций является не столько максимизация прибыли, сколько максимизация рынка.

Главная проблема глобализации: Оборотной стороной политики максимизации рынка является ужесточение конкуренции между фирмами разных стран, в том числе и на их отечественных рынках. Это важное последствие глобализации, так как оно приводит к гибели или «прозябанию» многих национальных компаний, которым ранее на рынке своей страны грозила только конкуренция соотечественников. Глобализация делает международную конкуренцию обычным явлением и на внутреннем рынке. Глобализация осуществляется, прежде всего, через регионализацию, когда внешнеэкономические связи страны ориентируются на свой и соседние регионы.

На базе регионализации идет международная экономическая интеграция, т.е. срастание экономик соседних стран в единый региональный хозяйственный комплекс на основе глубоких и устойчивых связей между их компаниями. Так возникают интеграционные объединения, призванные регулировать интеграционные процессы между странами участницами. В развитых странах это в первую очередь ЕС, НАФТА; в развивающихся МЕРКОСУР в Латинской Америке и АСЕАН в Юго-Восточной Азии; СНГ в странах с переходной экономикой; АТЭС в Азиатско-тихоокеанском регионе.