logo search
Методичка по АХФД

4.2 Анализ объёма и ассортимента продукции

Продукция предприятия  это совокупность потребительных стоимостей, являющихся прямым полезным результатом его основной деятельности.

Объём производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях.

Натуральные показатели используются для определения физического объёма выпуска отдельных видов продукции. Без учёта продукции в натуральном выражении невозможен учёт продукции в любых других измерителях.

Обобщающие показатели объёма производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объёма производства служат валовая, товарная и реализованная продукция.

Валовая продукция  это показатель стоимости всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершённое производство.

Товарная продукция отличается от валовой тем, что в неё не включают остатки незавершённого производства и внутрихозяйственный оборот, т. е. показатель товарной продукции характеризует объём продукции, законченной производством и предназначенной для реализации. По своему составу на многих предприятиях валовая продукция совпадает с товарной, если нет внутрихозяйственного оборота и незавершённого производства.

Реализованная продукция (проданный товар) – это отгруженная заказчику, принятая им и оплаченная продукция предприятия, денежные средства за которую поступили на расчётный счёт поставщика.

Объём продукции (работ, услуг) оценивается в фактических оптовых (отпускных) ценах (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей). Для изучения динамики выполнения плана объём продукции следует оценивать также в сопоставимых ценах.

Анализ следует начинать с оценки динамики и выполнения плана по общему объёму отгруженной продукции. В процессе анализа проверяется выполнение плана по отгрузке продукции и даётся характеристика изменения объёма продукции по сравнению с предшествующим периодом. С этой целью сравнивают фактические данные за отчётный период с плановыми показателями и соответствующими данными за прошлый период. Если анализируется динамика объёма продукции за ряд лет, то исчисляются базисные и цепные темпы динамики объёма продукции (в %).

Базисные темпы роста определяются относительно базисного периода:

Тб=Vi / V0 · 100%, (4.1)

цепные – относительно предыдущего периода:

Тц= Vi / V1 · 100%. (4.2)

где Vi-1, Vi – объём производства товаров в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-м периоде соответственно;

Vо - объём производства товаров за период, принятый за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые темпы роста Tср и прироста Тпр данных показателей по среднеарифметической Тсра или среднегеометрической Тсрг взвешенной:

, (4.3)

, (4.4)

Тпр = Тср – 100 . (4.5)

где Т1, Т2, Тn  цепные темпы роста.

Производственный план и отчётность предприятия включают не только показатели общего объёма продукции в стоимостном выражении, но и ассортимент продукции.

При анализе объёма продукции (работ, услуг) необходимо также различать следующие показатели: номенклатура, ассортимент и структура продукции (работ, услуг).

Номенклатура  перечень наименований изделий, выпускаемых предприятием, и работ, производимых им.

Ассортимент  перечень наименований изделий с указанием объёма выпуска по каждому виду. Он бывает полный, групповой, внутригрупповой.

Структура  соотношение (удельный вес) выпуска отдельных видов изделий в общем объёме произведенной продукции.

Выполнение плана по ассортименту способствует наиболее полному удовлетворению потребностей общества в разнообразных видах продукции. Особое внимание при анализе уделяется изучению выполнения плана по выпуску новых типов изделий, обеспечивающих технический прогресс, повышение качества и конкурентоспособности продукции. Внимательно также следует изучать выполнение плана по ассортименту продукции, являющейся объектом поставок по хозяйственным договорам. Степень выполнения плана определяется как по всей продукции, так и по отдельным её видам, узлам, деталям.

Оценка выполнения плана по ассортименту может проводиться:

по способу наименьшего процента выполнения плана выпуска и отгрузки отдельных видов изделий (таблица 4.1) он составляет 93 %. При этом следует иметь в виду, что применение этого способа правомерно в том случае, если изделие, по которому наблюдается наименьший процент выполнения плана, составляет подавляющий удельный вес в общем объёме отгруженной продукции. На анализируемом предприятии доля этого изделия (изделие «Г») составляет всего лишь 17,3 % (7 860 : 45 490 · 100);

по способу среднего процента, который определяется путём деления общего фактического объёма продукции в пределах плана в стоимостном выражении на общий плановый объём продукции;

по стоимости недовыпущенной продукции по сравнению с планом. Средний процент выполнения плана по ассортименту при этом способе определяется путём деления разности между планируемым объёмом продукции и стоимостью недовыпущенной продукции на общий плановый выпуск продукции.

Таблица 4.1  Выполнение плана по ассортименту

Изделие

Объём отгруженной продукции отчётного года в сопоставимых ценах, тыс.руб.

Недовыпущено продукции против плана, тыс.руб.

Выполнение плана, %

Объём продукции зачтенный в выполнение плана по ассортименту

по плану

фактически

А

12 540

13 740

109,6

12 540

Б

6 570

6 250

-320

95,1

6 250

В

15 820

17 640

111,5

15 820

Г

8 450

7 860

-590

93,0

7 860

Итого

43 380

45 490

-910

104,9

42 470

План отгрузки продукции выполнен в целом на 100,4 %, но степень выполнения плана по отдельным изделиям значительно различается: по изделию А план перевыполнен на 9,6 %, по изделию Б  недовыполнен на 4,9 %, по изделию В  перевыполнен на 11,5 %, а по изделию Г  недовыполнен на 7 %. Выполнение плана по ассортименту всей продукции составило: по первому способу расчёта  97,9 %, по второму способу расчёта  98,93% (42 470 : 43 380 · 100) и по третьему способу расчёта  97,9 % [(43 380 -320 - 590) : 43 380 · 100].

Наиболее объективную оценку выполнения плана по ассортименту можно дать с помощью второго и третьего способов расчёта, в соответствии с которыми степень выполнения плана составила 97,9 %.

Невыполнение плана по ассортименту может быть вызвано как внешними, так и внутренними причинами. К внешним причинам относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам и др. Внутренние причины  недостатки в организации производства, ошибки в планировании, плохое техническое состояние оборудования, перебои в снабжении предприятия электроэнергией, газом, водой и др.

Выполнение плана по структуре продукции означает сохранение в фактическом выпуске соотношения отдельных видов продукции, предусмотренных планом. Изменение структуры производства продукции оказывает влияние на все экономические показатели работы предприятия: объём продукции в стоимостном выражении, её материалоёмкость и себестоимость, прибыль и уровень её рентабельности. Объём продукции может возрасти без увеличения количества продукции в натуральном выражении в результате структурных сдвигов в ассортименте, т.е. по причине увеличения удельного веса более дорогой продукции. Сумма прибыли может увеличиться вследствие увеличения удельного веса высокорентабельной продукции.

Расчёт влияния изменения структуры производства на объём продукции в стоимостном выражении можно выполнить способом цепных подстановок (таблица 4.2).

Данные таблицы показывают, что общее увеличение объёма продукции по сравнению с планом составило 2 110 тыс. руб. (45 490 – 43 380). При сохранении плановой структуры объём продукции возрос бы на 1 182,8 тыс. руб. (25601,824419) в результате значительного перевыполнения плана по производству изделий А и В. Однако в результате изменения структуры производства объём продукции в стоимостном выражении увеличился на 318,2 тыс. руб. (25092025 601,8). Это свидетельствует об увеличении удельного веса более дорогих изделий А и изделий пользующихся повышенным спросов В в общем объёме продукции.

Таблица 4.2  Расчёт влияния структурных сдвигов на объём продукции

Изделие

Плановая цена за единицу, руб.

Отгружено продукции, шт.

Удельный вес продукции. %

Объём продукции, тыс.руб.

по плану

фактически

по плану

фактически

по плану

фактически при плановой структуре

фактически

А

1

2

3

4

5

6 (гр.1·гр.2)

7

(итог гр.3· гр.4·гр.1)

8

(гр.1· гр.3)

А

800

12 540

13 740

28,9

30,2

10 032

10 517,3

10 992

Б

600

6 570

6 250

15,1

13,7

3 942

4 121,4

3 750

В

500

15 820

17 640

36,5

38,8

7 910

8 301,9

8 820

Г

300

8 450

7 860

19,5

17,3

2 535

2 661,2

2 358

Итого

-

43 380

45 490

100,0

100,0

24 419

25 601,8

25 920

Примечание: Гр. 7 = итог гр. 3 · гр. 4 · гp. 1 = 45 490 · 0,289 · 800 = 10 517,3 тыс. руб.

Проведённый анализ влияния изменения структуры выпуска товаров на объём производства продукции и среднюю цену единицы продукции показывает важность обоснованности планирования структуры товаров и выполнения принятых планов.