logo search
Экономика / Е

4.6. Проблема коррупции

Развитие теории коррупции представляет собой пример нового подхода к вопросу о роли государства в экономической сфере и в то же время демонстрирует опасность прямолинейных выводов из опыта, не осмысленного на теоретическом уровне.

Лишь в 1970-х гг. было осознано, что коррупция — это эко­номическая проблема. Причем коррупция — это проблема не только стран с развивающейся экономикой, но и стран с ры­ночной экономикой и демократической системой.

С институциональной точки зрения, институт коррупции следует рассматривать как процесс формирования постоянно воспроизводящихся устойчивых неформальных отношений в обществе, которые влияют на рост трансакционных издержек и снижение эффективности экономической системы в целом. Причем эти отношения получают повсеместное распространение как на микроуровне — взятка мелкому чиновнику, так и на макроуровне — взятка высокопоставленному государственному чиновнику, депутату или члену правительства. Таким образом, можно говорить об институционализации коррупции.

Процесс институционализации коррупции фактически означает синтез административной и политической коррупции, когда реше­ния принимаются коррумпированными политиками не в интересах частных компаний, но в интересах коррумпированных бюрократи­ческих структур. Институционализация коррупции становится возможной еще и потому, что центральная власть не в состоянии полноценно контролировать все сферы экономической жизни1.

В табл. 7.1 представлен индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index, или CPI), рассчитываемый Transparency International — ведущей неправительственной ор­ганизацией в сфере противодействия коррупции.

Специалисты Transparency International подчеркивают, что индекс отражает не уровень коррумпированности общества как таковой, а лишь его восприятие мировой общественностью и деловыми кругами. Поэтому они призывают не переоценивать его при принятии практических решений, например, при опре­делении кредитного рейтинга, а также при инвестиционной раз­работке кредитной политики в отношении какой-либо страны. Несмотря на это, индекс CPI играет большую роль для оценки делового климата той или иной страны.

Важным фактором для Transparency International является поддержание внимания к проблеме коррупции, исследование динамики изменений коррупционных процессов и разработка наиболее эффективных способов борьбы с ней.

Индекс восприятия коррупции рассчитывается ежегодно, на­чиная с 1993 г., на основе данных, полученных в ходе 17 опросов, проведенных независимыми исследовательскими центрами, и учитывает мнение предпринимателей, аналитиков, специалис­тов по оценке рисков, проживающих как в самих странах, так и за их пределами.

1.Административные барьеры в экономике: институциональный анализ.

Ha результаты опросов влияют следующие факторы: прозрач­ность юридических канонов, зрелость ведомственных структур, степень либерализации, трудность получения лицензий и регис­трации, эффективность судопроизводства, уровень компетент­ности бюрократии, эффективность и прозрачность фискальной системы, эффективность работы таможни и т.д.

По 10-бальной шкале Transparency International — 10 бал­лов — коррупция практически отсутствует, 0— 1 — очень высокий уровень коррупции.

В табл. 4.1 представлен индекс восприятия коррупции по отдельным странам в 2003 г.

Таблица 4.1

Индекс восприятия коррупции

Мес­то

Страна

Индекс CPI 2003

Число исследо­ваний

Низкая- высокая оценка

Уровень варьиро­вания

1

Финляндия

9.7

8

9.2-10.0

0.3

2

Исландия

9.6

7

9.2-10.0

0.3

3

Дания

9.5

9

8.8-9.9

0.4

Новая Зеландия

9.5

8

9.2-9.6

0.2

5

Сингапур

9.4

12

9.2-9.5

0.1

6

Швеция

9.3

11

8.8-9.6

0.2

7

Нидерланды

8.9

9

8.5-9.3

0.3

8

Австралия

8.8

12

6.7-9.5

0.9

Норвегия

8.8

8

8.0-9.3

0.5

Швейцария

8.8

9

6.9-9.4

0.8

11

Канада

8.7

12

6.5-9.4

0.9

Люксембург

8.7

6

8.0-9.2

0.4

Великобрита­ния

8.7

13

7.8-9.2

0.5

14

Австрия

8.0

9

7.3-9.3

0.7

Гонконг

8.0

11

5.6-9.3

1.1

16

Германия

7.7

11

4.9-9.2

1.2

17

Бельгия

7.6

9

6.6-9.2

0.9

18

Ирландия

7.5

9

6.5-8.8

0.7

США

7.5

13

4.9-9.2

1.2

20

Чили

7.4

12

5.6-8.8

0.9

21

Израиль

7.0

10

4.7-8.1

1.2

Япония

7.0

13

5.5-8.8

1.1

23

Франция

6.9

12

4.8-9.0

1.1

Испания

6.9

11

5.2-7.8

0.8

25

Португалия

6.6

9

4.9-8.1

1.2

35

Италия

5.3

11

3.3-7.3

1.1

Кувейт

5.3

4

3.3-7.4

1.7

53

Белоруссия

4.2

5

2.0-5.8

1.8

Китай

3.4

13

2.0-5.5

1.0

66

Панама

3.4

7

2.7-5.0

0.8

Шри-Ланка

3.4

7

2.4-4.4

0.7

Сирия

3.4

4

2.0-5.0

1.3

Индия

2.8

14

2.1-3.6

0.4

83

Малави

2.8

4

2.0-4.4

1.2

Румыния

2.8

12

1.6-5.0

1.0

Мозамбик

2.7

5

2.0-3.6

0.7

86

Россия

2.7

16

1.4-4.9

0.8

Гватемала

2.4

8

1.5-3.4

0.6

Казахстан

2.4

7

1.6-3.8

0.9

Молдавия

2.4

5

1.6-3.6

0.8

100

Узбекистан

2.4

6

2.0-3.3

0.5

Венесуэла

2.4

12

1.4-3.1

0.5

Вьетнам

Боливия

2.3

6

1.9-2.9

0.4

Гондурас

2.3

7

1.4-3.3

0.6

Македония

2.3

5

2.0-2.7

0.3

106

Сербия

2.3

5

2.0-3.2

0.5

Судан

2.3

4

2.0-2.7

0.3

Украина

2.3

10

1.6-3.8

0.6

Зимбабве

2.3

7

2.0-2.7

0.3

Ангола

1.8

3

1.4-2.0

0.3

Азербайджан

1.8

7

1.4-2.3

0.3

124

Камерун

1.8

5

1.4-2.0

0.2

Грузия

1.8

6

0.9-2.8

0.7

Таджикистан

1.8

3

1.5-2.0

0.3

132

Нигерия

1.4

9

0.9-2.0

0.4

133

Бангладеш

1.3

8

0.3-2.2

0.7

Источник: http://www.transparency.org/cpi/index.html

В 2003 г. в шестерку стран с наименьшим уровнем восприя­тия коррупции (более 9 баллов) вошли Финляндия, Исландия, Дания, Новая Зеландия и Сингапур. Самой коррумпированной страной, как и в 2002 г., был признан Бангладеш (1,3 балла), которому лишь немного уступила Нигерия — 1,4 балла.

По словам Питера Айгена, председателя правления Transparency International, неожиданно высокие показатели коррупции среди менее коррумпированных стран в США (18 место — 7,5 балла), Израиле (21 место — 7,0 балла), Люк­сембурге и традиционно благополучной Канаде (11 место — 7,0 балла). Вызывает тревогу высокий уровень коррупции в таких европейских странах, как Греция (50 место — 4,3 балла) и Италия (35 место — 5,3 балла) и в таких потенциально богатых нефтью странах, как Нигерия (132 место — 1,4 балла), Ангола и Азербайджан (124 место — 1,8 балла), Индонезия (122 место — 1,9 балла), Ливия (118 место — 2,1 балла), Казахстан и Венесуэла (100 место — 2,4 балла) и Ирак (113 место — 2,2 балла).

Всего же более 70% стран, где проводилось исследование Transparency International, набрали менее пяти баллов. В разви­рающихся странах эта цифра еще выше — 90 %.

По сравнению с 2002 годом улучшилась ситуация в Австрии, Бельгии, Колумбии, Франции, Германии, Ирландии, Малайзии, Норвегии и Тунисе.

Наилучшая ситуация из стран СНГ с коррупцией отмечена Transparency International в Белоруссии (53 место — 4,2 балла), наихудшая — в Таджикистане, Грузии и Азербайджане (124 мес­то — 1,8 балла). В промежутке между ними оказались Армения (78 место — 3 балла); Казахстан, Молдова и Узбекистан (замкну­ли первую сотню — 2,4 балла); Украина (106 место — 2,3 балла); Киргизия (118 — 2,1 балл).

Россия с рейтингом 2,7 балла поделила вместе с Мозамби­ком 86 место, если считать уровень некоррумпированности, и 47 место в списке самых коррумпированных стран. Соседние с Россией строчки с уровнем коррупции 2,8 балла (то есть немного ниже) занимают Малави, Индия и Румыния. С другой стороны в компанию с Россией попали Алжир, Мадагаскар и Никарагуа.