logo search
Мырзахмет Ж

2.Система социальной защиты

Система социальной защиты предполагает обеспечение минимальных жизненных стандартов для всех членов того или иного общества.

В системе социальной защиты населения принято выделять следующие уровни:

По объекту могут быть выделены следующие формы социальной защиты:

Развитие системы социальной защиты в Казахстане происходило в основном по пути смягчения негативных социально-экономических последствий экономического спада, высокой инфляции и безработицы. В частности, были созданы внебюджетные социальные фонды (занятости, пенсионный, социального страхования), механизмы индексации социальных выплат и сеть учреждений по поддержке социально уязвимых категорий граждан.

Социальная защита населения РК за счет средств социального страхования до 1999 г. регулировалась соответствующим Законом «Об обязательном социальном страховании» от 1996 г., согласно которому гражданам страны предоставлялись следующие виды социальных гарантий: пенсионное обеспечение, пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам, услуги оздоровительного характера, социальная под­держка на случай безработицы, обязательное медицинское страхование, пособие на рождение ребенка, пособие на погребение.

Кризис экономики середины 90-х годов обусловил кризис системы социального страхования, выразившийся в низком уровне собираемости взносов на социальное страхование, вследствие незаинтересованности плательщиков в их полном и своевременном перечислении в социальные фонды. Это привело к крупномасштабной задолженности перед пенсионерами и получателями пособий. Инфляционное обесценивание средств социальных фондов не обеспечивало потребности пенсионеров и получателей пособий в прожиточном минимуме и вызвало необходимость постоянной индексации социальных выплат при все большей ограниченности средств фондов. Также назрела проблема негативного воздействия высокой ставки отчислений на экономику и потребность в ее снижении для уменьшения издержек производства.

В 1999 г. выплаты в социальные фонды трансформировались в единый социальный налог. Средства его поступают в бюджет, но должны иметь строго целевое назначение, то есть направляться в Государственный центр по выплате пенсий, Государственный центр по оплате медицинских услуг и службам занятости.

Сегодня в Казахстане условно можно выделить следующие направления социальной защиты населения: защита безработных, частичная оплата медицинских услуг, социальная помощь (выдача пособий), пенсионное обеспечение. В системе социальной защиты безработных выделяют активные и пассивные меры. К первым относятся профессиональная подготовка и переобучение безработных, организация общественных работ и создание новых рабочих мест. Пассивные меры включают в себя помощь в трудоустройстве, выплату пособий и материальную помощь безработным.

В Казахстане в 1991–1999 гг. акцент в социальной защите населения делался на пассивные формы. В 1991 г. был создан Государственный фонд содействия занятости, куда все предприятия и организации внебюджетной сферы, а с 1997 г. – и бюджетной сферы стали перечислять 1–2% от фонда заработной платы.

С 1 января 1999 г. вступил в силу новый Закон Республики Казахстан «О занятости населения», который ориентировался на проведение активной политики в сфере занятости, мотивацию граждан к поиску работы. Согласно этому Закону пособие по безработице было существенно уменьшено и стало начисляться в размере 3,5-кратной величины месячного расчетного показателя. Ранее не работавшим пособие было упразднено. Стипендии безработным в период их профессиональной подготовки (переподготовки) были сохранены на уровне 3-х кратной величины месячного расчетного показателя. Следует отметить, что переход к активной политике занятости и новой парадигме рынка труда в Казахстане был вынужденным и диктовался финансовыми соображениями. Дальнейшее ухудшение бюджетной ситуации потребовало уже через 3 месяца внести коррективы в новый Закон.

В соответствии с Законом РК от 5 апреля 1999 г. «О внесении изменений в Закон Республики Казахстан «О занятости населения» гражданам, признанным в установленном порядке безработными, пособие по безработице отменено. Вместо него предусматривается оказание адресной помощи за счет средств местного бюджета, осуществлять которую будут районные (городские) отделы труда, занятости и социальной помощи (центры социальной помощи населению).

Гарантии получения необходимых медицинских услуг в большинстве стран мира реализуются на основе медицинского страхования. Оно является важным составным звеном системы социальной защиты населения.

Страховая медицина в Казахстане начала развиваться с 1995 г., когда был принят соответствующий закон и образован Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Средства Фонда составляли трехпроцентные отчисления от заработной платы предприятий и организаций на работающее население и бюджетные средства на студентов, пенсионеров, школьников и безработных.

В базовую программу обязательного медицинского страхования входил перечень страховых случаев (заболеваний, травм), в случае которых за счет средств Фонда обязательного медицинского страхования возмещались расходы по оказанию услуг со стороны медицинских организаций. Этой программой предусматривалось также необходимое лекарственное обеспечение и льготы по лекарствам отдельным категориям населения согласно действующему законодательству. Помимо базовой программы обеспечивался гарантированный объем медицинской помощи, финансируемый через органы здравоохранения из государственного бюджета.

С 1 января 1999 г. в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» лица, ранее имевшие право на получение социальной пенсии по случаю потери кормильца, по возрасту (не имеющие необходимого стажа), по инвалидности (инвалиды I, II, III группы, инвалиды детства), переведены в систему государственных пособий, то есть они стали получать не пенсии, а государственные пособия.

Системой социальной защиты в Республике Казахстан регламентирована защита малообеспеченных семей с детьми. Семейные пособия назначаются при условии, если совокупный доход на члена семьи меньше 2-х кратной величины расчетного показателя.

В нашей республике в системе социальной защиты можно выделить систему мер по государственному социальному страхованию и систему адресной социальной поддержки социально уязвимых слоев населения. До 1 января 1998 года действовала система пенсионного обеспечения, реализуемая по правилам распределительной системы, основанной на строго централизованной плановой экономике с полной государственной собственностью. С 1 января 1998 года вступил в силу новый Закон “О пенсионном обеспечении в РК”, который предусматривает сохранность достигнутых прав состоявшимся пенсионерам, имеющим не менее 6-ти месяцев трудового стажа на 1 января 1998 года. Для них пенсионное обеспечение будет осуществляться из государственного центра по выплате пенсии.

К важнейшим способам перераспределения доходов государством принадлежат: проведение соответствующей фискальной политики; установление предельных цен на товары первой необходимости, минимальных ставок зарплаты, субсидирование отдельных отраслей и производств. В период инфляции государству необходимо следить за соответствием относительно фиксированных доходов повышению стоимости жизни. Способами реализации такого соответствия являются компенсация, адаптация и индексация доходов. Компенсация- это возмещение населению части дополнительных расходов, вызванных повышением розничных цен на группы товаров, пользующихся массовым спросом. Адаптация- повышение фиксированных выплат по мере роста стоимости жизни. Индексация доходов- автоматическая корректировка номинальных доходов с изменением индекса цен в соответствии с заранее утвержденной методикой.

Методические рекомендации к лекции

Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на денежные доходы населения . В чем заключается роль социальной и региональной политики государства, какие проекты и программы создает государство для улучшения жизни общества.

Вывод: Рассмотрены следующие понятия: денежные доходы населения.