6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
Корпорации представляют собой добровольные объединения физических и (или) юридических лиц, организованные на началах членства их участников. Учреждения ~ организации, создаваемые одним или несколькими лицами и не имеющие членства, т. е. строго фиксированного участия. Следует учесть, что в современном российском гражданском праве приводится следующее определение учреждения (п. 1 ст. 120 ГК): организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. К организациям корпоративного типа относятся: • хозяйственные товарищества и общества (ст.ст. 66-106 ГК); • производственные и потребительские кооперативы (ст.ст. 107-112, ст. 116 ГК); • общественные и религиозные организации (объединения) (ст. 17 ГК); • некоммерческие партнерства (ст. 8 Федерального закона "О некоммерческих организациях"); • объединения (ассоциации и союзы) юридических лиц (ст.ст. 121-123 ГК). Необходимо отметить, что все перечисленные организации корпоративного типа обладают своим обособленным имуществом на праве собственности. К учреждениям (или организациям унитарного типа) относятся: • государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст.ст. 113-114 ГК); • федеральное казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ); • фонды (ст.ст. 118-119 ГК; ст. 7 Федерального закона "О некоммерческих организациях"); • автономная некоммерческая организация (ст. 10 Федерального закона "О некоммерческих организациях"); • учреждения (ст. 120 ГК; ст. 9 Федерального закона "О некоммерческих организациях"). Перечисленные учреждения обладают обособленным имуществом как на праве собственности (фонды, автономная некоммерческая организация), так и на праве хозяйственного ведения (государственные и муниципальные унитарные предприятия) и на праве оперативного управления (учреждения, федеральные казенные предприятия). Не так давно, а именно 08 июля 1999 г., были внесены дополнения в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" (ст. 7-1), определяющие новую форму некоммерческих организаций: государственную корпорацию. В настоящее, время государственная корпорация ~ это некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. В связи с указанными дополнениями в законодательство возникли проблемы отнесения новой формы некоммерческой организации к корпорациям или к учреждениям. Учитывая, что корпорация за рубежом может быть и организацией одного лица (о чем говорилось выше), в нашей стране уже создавались корпорации, являвшиеся государственными предприятиями (например, Российская финансовая корпорация, Государственная инвестиционная корпорация ~ в 1993 г.) Однако подчеркнем, что ныне действующий ГК РФ такой возможности уже не допускает. Таким образом, хотя корпорации могут быть коммерческими и (или) некоммерческими организациями, цели их деятельности ~ предпринимательскими (получение прибыли) и (или) непредпринимательскими (цели, служащие общим нуждам населения), все же считаем, что государственные корпорации следует отнести к организациям типа учреждений, т, к. указанные корпорации изначально создаются одним лицом, в результате чего не соблюдаются принцип членства в данной организации и принцип действия ее на началах коммерческого расчета. Также необходимо обратить внимание на не вполне удачное название новой формы некоммерческой организации, приводящее к возможному смешению понятий.
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?