logo search
ГЭК ахд 2013 / Лекции по АХД испр

4.2.5. Анализ показателей рентабельности

Большинство авторов рассматривают рентабельности как степень доходности или прибыльности. Рентабельность представляет собой относительный показатель, характеризующий эффективность работы предприятия, использования активов, капитала и обязательств. Рентабельность измеряется как коэффициент или в процентах.

Общая методика расчета показателей рентабельности основана на относительном сопоставлении прибыли и затрат, выручки, средств, источников средств. В общем виде расчет показателя рентабельности можно представить следующим образом:

Рентабельность

=

Прибыль

Затраты, инвестиции, выручка, активы, капитал, обязательства

Представим показатели рентабельности в виде табл.4. 12

Таблица 4. 12

Показатели рентабельности

Название показателя рентабельности

Формула расчета

Экономическая характеристика

Рентабельность продукции

(Прибыль от реализации) / (Затраты на производство и реализацию продукции)

Отражает, сколько рублей прибыли приходится на один рубль затраченных средств.

Рентабельность оборота (продаж)

(Прибыль от реализации) / (Выручка от реализации)

Показывает, сколько рублей прибыли получает предприятие с каждого рубля выручки

Рентабельность капитала

(Прибыль отчетного периода)/(Средняя стоимость капитала)

Отражает, сколько рублей прибыли приходится на 1 рубль стоимости капитала

Доходность инвестиционного проекта

(Прибыль от реализации инвестиционного проекта)/(Издержки, связанные с реализацией инвестиционного проекта)

Показывает, сколько рублей прибыли получает предприятие с каждого вложенного рубля по инвестиционному проекту)

Рентабельность собственного капитала

(Прибыль отчетного периода)/ (средняя стоимость собственного капитала)

Отражает, сколько рублей прибыли приходится на рубль стоимости собственного капитала

Рентабельность заемного капитала

(Прибыль отчетного периода)/ (средняя стоимость заемного капитала)

Показывает, сколько рублей прибыли «зарабатывается» с каждого рубля стоимости заемного капитала

Рентабельность операционного капитала

(Прибыль от реализации продукции, работ, услуг) /(Средняя стоимость операционного капитала)

Отражает, сколько рублей прибыли от основной деятельности предприятия получает предприятие с одного рубля стоимости операционного капитала)

Рост показателей рентабельности указывает на рост доходности и эффективности работы предприятия. При проведении анализа показателей рентабельности важно также установить факторы, повлиявшие на изменение их уровня.

Для факторного анализа рентабельности продукции может быть использована следующая факторная модель:

R=

Nобщ х (pср – zср)

(4.61.)

Nобщ х zср

где:

R – рентабельность продукции;

Nобщ – общий объем реализованной продукции в натуральном выражении;

pср – средняя цена реализации;

zср- средняя себестоимость единицы продукции.

Представленная модель позволяет определить влияние следующих факторов:

∆Rстр=

Nобщ1 х (pср0 – zср0)

Nобщ1 х zср0

∆Rр=

Nобщ1 х ∆ pср

Nобщ1 х zср0

∆Rz=

R1

-

Nобщ1 х (pср1 – zср0)

Nобщ1 х zср0

Анализ рентабельности продукции включает также оценку рентабельности в разрезе отдельных видов продукции и рынков сбыта. При этом используется следующая факторная модель:

R=

p – z

(4.62.)

z

Модель 4.62. позволяет уставновить влияние факторов первого порядка (уровня цен, уровня себестоимости) на основе приема цепных подставновок. Используя рассмотренную в § 4.2.3. методику оценки влияния качества, рынков сбыта и инфляционных процессов на уровень цены, можно рассчитать влияние названных факторов на уровень рентабельности отдельных видов продукции.

Факторный анализ рентабельности оборота (Rоб) проводится на основе следующей факторной модели:

Rоб =

∑(Ni х (pi – zi))

(4.63)

∑(Ni х pi)

где:

Ni – объем продаж в натуральном выражении продукции i- ого вида продукции;

pi – цена продукции i – ого вида продукции;

zi – себестоимость i – ого вида продукции.

Расчет влияния факторов проводится способом цепных подстановок:

∆Rобстр =

∑(Ni1 х (pi0 – zi0))

-

Rоб0

∑(Ni1 х pi0)

∆Rобр =

∑(Ni1 х (pi1 – zi0))

-

∑(Ni1 х (pi0 – zi0))

∑(Ni1 х pi1)

∑(Ni1 х pi0)

∆Rобz =

Rоб1

-

∑(Ni1 х (pi1 – zi0))

∑(Ni1 х pi1)

Анализ факторов рентабельности капитала (Rк) проводится на основе следующей факторной модели:

Rк =

П

=

П

х

С

х

В

х

СК

= Rх И х Кобск х Кавт

(4.64)

К

С

В

СК

К

где:

П – прибыль от реализации продукции, работ, услуг;

В- выручка от реализации продукции, работ, услуг;

С- затраты на производство и реализацию продукции;

СК – средний остаток собственного капитала;

К – средний остаток капитала;

R – рентабельность продукции;

И- издержкоемкость продукции;

Кобск – коэффициент оборачиваемости собственного капитала;

Кавт – коэффициент автономии (финансовой независимости).

Расчет влияния факторов проводится по следующим формулам:

∆ RкR = ∆Rх И0х Кобск0х Кавт0

∆ RкИ = R1х∆И х Кобск0х Кавт0

∆ RкКобск = R1х И1х∆Кобск х Кавт0

∆ RкКавт = R1х И1х Кобск1х∆Кавт

Факторный анализ рентабельности операционного капитала (Rок) проводится на основе следующих факторных моделей:

Rок =

П

=

П

х

С

х

В

=

Rпр х И х Кобок

(4.65)

ОК

С

В

ОК

Rок =

П

=

П/ В

=

(В-С)/В

=

1- С/В

=

ОК

ОК/В

(Ф +ОбА)/В

Ф/В +ОбА/В

=

1- (ЗЕ + МЕ+ФЕ+УдВпрз)

(4.66)

Ф/В +ОбА/В

где:

ОК - средняя стоимость операционногокапитала;

Ф – средняя стоимость основных средств, используемых в основной деятельности предприятия;

ОбА – средняя стоимость оборотных активов;

ЗЕ – зарплатоемкость продукции (с учетом отчислений на соцнужды);

МЕ –материалоемкость продукции;

ФЕ – фондоемкость продукции;

УдВпрз – удельный вес прочих затрат в стоимости продукции;

(Ф/В+ ОбА/В) – капиталоемкость по операционному капиталу, показатель, обратный коэффициенту оборачиваемости операционного капитала.

Расчет влияния факторов в модели 4.65 можно провести на основе способа абсолютных разниц, а в модели 4.66 способом цепных подстановок.