logo
ГЭК ахд 2013 / Лекции по АХД испр

4.7. Оценка рентабельности

Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:

- показатели рентабельности капитала (активов);

- показатели рентабельности продукции.

Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы организации; инвестиционный капитал; собственный капитал.

Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами организации независимо от их вида или источника формирования. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом. Снижение этого показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию организации и о перенакоплении активов. Оптимальное значение - среднеотраслевой уровень.

Рентабельность инвестиционного капитала характеризует эффективность использования инвестиционного капитала, включающего собственный капитал и долгосрочные обязательства.

Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности организации, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в ее собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организации.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции. Уровень среднеотраслевой рентабельности зависит от количества и размера налогов. Уровень рентабельности продукции зависит от наличия конкурентной среды и практики государственного регулирования ценообразования.

Рентабельность продаж означает удельный вес прибыли в выручке от реализации. Рост этого коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию организации. Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Оптимальное значение - среднеотраслевой уровень в данной рыночной нише. Этот показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных организаций, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.

Следовательно, для повышения эффективности вложений можно действовать в двух основных направлениях:

- увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж;

- уменьшение собственного капитала - эффективное управление оборотными активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.