4.7. Оценка рентабельности
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности организации. Они измеряют доходность организации с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена.
Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли организации. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния организации. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
- показатели рентабельности капитала (активов);
- показатели рентабельности продукции.
Первая группа показателей рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы организации; инвестиционный капитал; собственный капитал.
Рентабельность активов показывает прибыль, приносимую всеми без исключения средствами организации независимо от их вида или источника формирования. Служит для оценки эффективности бизнеса в целом. Снижение этого показателя свидетельствует о падении спроса на продукцию организации и о перенакоплении активов. Оптимальное значение - среднеотраслевой уровень.
Рентабельность инвестиционного капитала характеризует эффективность использования инвестиционного капитала, включающего собственный капитал и долгосрочные обязательства.
Рентабельность собственного капитала - самый значимый показатель в деятельности организации, характеризующий эффективность использования имущества, находящегося в ее собственности. На основе этого показателя собственник активов может выбрать место их вложения. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.
Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности организации.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу затрат на производство и сбыт продукции. Уровень среднеотраслевой рентабельности зависит от количества и размера налогов. Уровень рентабельности продукции зависит от наличия конкурентной среды и практики государственного регулирования ценообразования.
Рентабельность продаж означает удельный вес прибыли в выручке от реализации. Рост этого коэффициента является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (товаров, работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах. Уменьшение свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т.е. о снижении спроса на продукцию организации. Средний уровень рентабельности продаж колеблется в зависимости от отрасли и поэтому не имеет какого-либо норматива. Оптимальное значение - среднеотраслевой уровень в данной рыночной нише. Этот показатель важен при сравнении его с соответствующими показателями однотипных организаций, в динамике или по сравнению с плановыми показателями.
Следовательно, для повышения эффективности вложений можно действовать в двух основных направлениях:
- увеличение чистой прибыли - увеличение объемов сбыта и рентабельности продаж;
- уменьшение собственного капитала - эффективное управление оборотными активами и пассивами, снижение потребности в дополнительном финансировании.
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами