4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
Издержкоемкость продукции – важнейший относительный показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции. Его преимущество по сравнению с абсолютным показателем себестоимости состоит в том, что он позволяет сравнить уровень затрат по двум разным периодам и предприятиям, а также указывает на связь между уровнем себестоимости и прибыли.
Издержкоемкость продукции в советской литературе экономисты называли уровнем затрат на рубль товарной продукции. Этот покащ\затель измеряется как коэффициент и определяется как отношение общей суммы затрат на производство и стоимости произведенной продукции в действующих ценах. Автору представляется целесообразным рассчитывать данный показатель исходя из стоимости продукции в действующих ценах за вычетом косвенных налогов, уплачиваемых из выручки, так как это позволит непосредственно определить уровень себестоимости и прибыли.
При проведении анализа издержкоемкости продукции изучается изменение показателя по сравнению с предыдущими периодами и планом. Рост показателя негативно характеризует динамику уровня затрат, а снижение – положительно.
После оценки изменения показателя издержкоемкости устанавливаются факторы его изменения и измеряется их влияние. С этой целью применяется факторная модель, представленная на рис. 4.2. /1, с.229/. На издержкоемкость влияет изменение физического объема производства, изменение структуры производства, изменение уровня цен на продукцию, изменение уровня постоянных затрат, переменных затрат, а также цен на потребляемые предприятием ресурсы.
Представим факторы издержкоемкости виде структурно-логической модели (рис.4.2.).
Представленная факторная система издержкоемкости продукции позволяет записать ряд факторных моделей для проведения факторного анализа затрат на рубль товарной продукции. Рассмотрим некоторые из них.
-
ИЕ=
∑(zi х Ni)
(4.19)
∑(pi х Ni)
где:
zi – себестоимость продукции i-ого вида;
Ni – количество продукции i-ого вида;
pi – цена продукции i-ого вида.
Издержкоемкость продукции (ИЕ)
физический объем производства продукции уровень себестоимости отдельных изделий структура выпущенной продукции уровень цен на продукцию
уровень переменных издержек на единицу отдельных видов продукции уровень постоянных издержек качество продукции инфляционный фактор другие факторы
уровень цен на ресурсы уровень ресурсоемкости
Рис. 4.2. Факторная система издержкоемкости продукции
Изменение издержкоемкости в модели (4.19) происходит под влиянием объема и структуры производства, уровня себестоимости отдельных видов изделий, уровня цен и тарифов на потребляемые материальные ресурсы и уровня цен на отдельные виды продукции /2, с.206/:
∆ ИЕ = ∆ ИЕстр + ∆ ИЕz +∆ ИЕцмр+∆ ИЕц (4.20)
где:
∆ ИЕстр – влияние объема и структуры производства на уровень издержкоемкости;
∆ ИЕz – влияние себестоимости отдельных видов изделий на уровень издержкоемкости;
∆ ИЕцмр – влияние уровня цен и тарифов на потребляемые материальные ресурсы на уровень издержкоемкости;
∆ ИЕц – влияние уровня цен на продукцию на уровень издержкоемкости.
Рассмотрим расчет влияния вышеназванных факторов на изменение уровня издержкоемкости (в приводимых формулах индекс «0» указывает на плановые данные или данные предыдущего периода, а индекс «1» - на данные отчетного периода:
влияние объема и структуры производства на уровень издержкоемкости:
-
∆ ИЕстр =
∑(z0i х N1i)
-
∑(z0i х N0i)
(4.21)
∑(p0i х N1i)
∑(p0i х N0i)
влияние себестоимости отдельных видов изделий на уровень издержкоемкости:
-
∆ ИЕz =
∑(z1цмрi х N1i)
-
∑(z0i х N1i)
(4.22)
∑(p0i х N1i)
∑(p0i х N1i)
где:
z1цмрi – фактическая себестоимость продукции i-ого вида при плановых ценах и тарифах на материальные ресурсы;
влияние уровня цен и тарифов на потребляемые материальные ресурсы на уровень издержкоемкости:
-
∆ ИЕцмр =
∑(z1i х N1i)
-
∑(z1цмрi х N1i)
(4.23)
∑(p0i х N1i)
∑(p0i х N1i)
влияние уровня цен на продукцию на уровень издержкоемкости:
-
∆ ИЕц =
∑(z1i х N1i)
-
∑(z1i х N1i)
(4.24)
∑(p1i х N1i)
∑(p0i х N1i)
Факторная модель (4.19) не позволяет определить влияние переменных и постоянных издержек на уровень издержкоемкости. Этот недостаток позволяет устранить модель, представленная на основе зависимости издержек от объема производства. Так, Савицкая Г.В. рассматривает факторную модель издержкоемкости, представляя затраты на производство в виде их линейной зависимости от объема производства /1, с. 228/.
Представляя издержки производства в виде их зависимости от объема производства, можно записать следующие факторные модели:
-
ИЕ=
∑(Nобщ х Удi х VCедi) + FC
(4.25)
∑( Nобщ х Удi х pi)
-
ИЕ=
∑(ВПобщ х Удi х di) + FC
(4.26)
∑( ВПобщ х Удi)
где:
Nобщ – общий объем производства в натуральном выражении;
Удi – удельный вес i-ого вида продукции в общем объеме производства;
VCедi- переменные издержки на единицу измерения объема производства i-ого вида продукции;
FC – постоянные издержки;
pi – цена i-ого вида продукции;
ВПобщ – объем производства в денежном выражении;
Удi – удельный вес i-ого вида продукции в общем объеме производства;
di – удельный вес переменных издержек в выручке.
Общее изменение уровня издержкоемкости исходя из факторной системы (4.25) и (4.26) рассматривается под влиянием физического объема производства, структуры производства, уровня переменных издержек, уровня постоянных издержек, уровня цен на продукцию.
Рассмотрим расчет влияния факторов на уровень издержкоемкости исходя из модели (4.25) на основе приема цепных подстановок:
влияние объема производства (∆ИЕN):
-
∆ИЕN=
∑(Nобщ1х Уд0iхVCед0i) +FC0
-
∑(Nобщ0х Уд0iхVCед0i) +FC0
(4.27)
∑( Nобщ1х Уд0i хp0i)
∑( Nобщ0х Уд0i хp0i)
влияние структуры производства (∆ИЕстр):
-
∆ИЕстр=
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед0i) +FC0
-
∑(Nобщ1х Уд0iхVCед0i) +FC0
(4.28)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
∑( Nобщ1х Уд0i хp0i)
влияние уровня переменных издержек (∆ИЕVC):
-
∆ИЕVC=
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед1i) +FC0
-
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед0i) +FC0
(4.29)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
влияние уровня постоянных издержек (∆ИЕFC):
-
∆ИЕFC =
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед1i) +FC1
-
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед1i) +FC0
(4.30)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
влияние уровня цен на продукцию (∆ИЕp):
-
∆ИЕFC =
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед1i) +FC1
-
∑(Nобщ1х Уд1iхVCед1i) +FC1
(4.31)
∑( Nобщ1х Уд1i хp1i)
∑( Nобщ1х Уд1i хp0i)
Рассмотрим расчет влияния факторов на уровень издержкоемкости исходя из модели (4.26), используя прием цепных подстановок:
влияние объема производства (∆ИЕN):
-
∆ИЕN=
∑(ВПобщ0хINх Уд0iхd0i) +FC0
-
∑(ВПобщ0х Уд0iхd0i) +FC0
(4.32)
∑( ВПобщ0хINх Уд0i)
∑( ВПобщ0х Уд0i)
где:
IN – индекс физического объема производства;
влияние структуры производства (∆ИЕстр):
-
∆ ИЕстр=
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd0i) +FC0
-
∑(ВПобщ0хINх Уд0iхd0i) +FC0
(4.33)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
∑( ВПобщ0хINх Уд0i)
влияние уровня переменных издержек (∆ИЕVC):
-
∆ ИЕVC=
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd1i) +FC0
-
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd0i) +FC0
(4.33)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
влияние уровня постоянных издержек (∆ИЕFC):
-
∆ ИЕFC=
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd1i) +FC1
-
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd1i) +FC0
(4.34)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
влияние уровня цен на продукцию (∆ИЕp):
-
∆ ИЕp=
∑(ВПобщ1х Уд1iхd1i) +FC1
-
∑(ВПобщ0хINх Уд1iхd1i) +FC1
(4.35)
∑( ВПобщ1х Уд1i)
∑( ВПобщ0хINх Уд1i)
Исследование уровня затрат на рубль продукции позволяет установить дальнейшие направления анализа затрат на производство и себестоимости продукции.
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами