2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
При самой организованной системе прогнозирования и планирования риск невостребованности продукции присутствует, поэтому важно произвести его оценку. Невостребованность продукции возникает вследствие отказа потребителей покупать её и приводит к прямым убыткам предприятия, ухудшению его финансового состояния и даже к банкротству.
С целью минимизации потерь проводится оценка величины невостребованности продукции, которая основывается на изучении факторов его возникновения.
Савицкая Г.В. выделяет внутренние и внешние причины возникновения риска /1, с.75/.
Факторы возникновения риска невостребованности продукции
Риск невостребованности продукции условно можно подразделить на устранимый и неустранимый. Устранимым считается риск, если дополнительные затраты (затраты на упаковку, дизайн, рекламу и т.п.), направленные на продвижение товара, ниже дополнительной суммы выручки. В противном случае риск считается неустранимым.
Чем раньше установлен риск невостребованности продукции, тем сильнее эффект от его оценки. Риск может быть установлен на предпроизводственной, производственной и послепроизводственной стадии.
При обнаружении риска невостребованности продукции на предпроизводственной стадии выше вероятность его устранения и ниже экономический ущерб. При обнаружении риска на производственной стадии вероятность его преодоления ниже, а экономический ущерб включает расходы на исследование рынка, разработку изделия, расходы на подготовку, освоение производства, производство. Вероятность устранения риска на послепроизводственной стадии незначительно, а убытки могут быть самые высокие, включая расходы на сбыт.
Оценка риска невостребованности продукции основана на анализе обеспеченности объемов производства контрактами. Процент обеспеченности производства контрактами рассчитывается как отношение объема поставки продукции по контракту к сумме объема производства продукции и её остатков на начало отчетного периода.
На наличие риска невостребованности продукции может указывать низкая оборачиваемость продукции, что подтверждается расчетами коэффициентов оборачиваемости (Кобп) и периодов оборота (Побп) по видам продукции.
-
Кобп =
(Объем производства продукции)
(2.12)
(Средний остаток продукции)
-
Побп =
(Продолжительность анализируемого периода)
(2.13)
Кобп
-
Побп =
(Средний остаток продукции)
(2.14)
(Среднедневной объем продаж)
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами