2.2.4. Анализ качества продукции
Качество – это совокупность потребительских свойств продукта. Качество продукции предопределяет ее конкурентоспособность, уровень спроса, объем реализации, сумму прибыли. Поэтому анализ качества продукции имеет особенно важное значение.
Качество продукции – это свойства продукции, направленные на удовлетворение потребностей потребителя.
Качество продукции, как и конкурентоспособность, характеризуется по определенным свойствам: параметрическим, эксплутационным, технологическим, дизайнерским и другим.
Задачами анализа качества продукции являются оценка динамики показателей качества и выполнения плана по качеству, оценка причин изменения показателей качества, определение влияния качества продукции на показатели работы предприятия.
Современные экономисты выделяют следующие группы показателей для оценки качества продукции:
Обобщающие;
Индивидуальные (или частные, единичные);
Косвенные;
Эффективности повышения качества /1, с.101; 3, с. 399/
Особенностью обобщающих показателей является то, что они характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида, назначения.
К обобщающим показателям качества относятся показатели удельного веса продукции в общем объеме производства и объеме реализации и коэффициентов качества:
- удельный вес продукции высшей категории качества;
- удельный вес новой продукции;
- удельный вес сертифицированной продукции;
- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;
- удельный вес экспортируемой продукции;
- коэффициент сортности;
- средневзвешенный балл продукции.
Коэффициент сортности (Ксорт) может быть определен отношением стоимости продукции всех сортов к стоимости продукции по цене 1 сорта:
Ксорт = | ∑(NiхЦi) | , (2.23.) |
NобщхЦ1 |
где:
Ni – объем продукции i-ого вида в натуральном выражении;
Цi – цена продукции i-ого вида;
Nобщ – общий объем производства в натуральном выражении;
Ц1- цена продукции 1-ого сорта.
Если продукция, выпускаемая предприятием однородна, то коэффициент сортности может быть рассчитан по следующей формуле:
Ксорт = | ∑(NiхКi) | , (2.24.) |
Nобщ |
где:
Кi – отношение цены продукции i-ого вида к цене продукции 1-ого сорта.
Индивидуальные показатели характеризуют одно из потребительских свойств продукции, а именно:
- полезность (производительность оборудования, содержание белка в продуктах питания и т.п.);
- надежность (срок службы и т.п.);
- технологичность (энергоемкость, трудоемкость);
- эстетичность.
Косвенные показатели – это показатели, характеризующие брак. К ним относятся объем продукции, по которой поступили рекламации от покупателей, удельный вес зарекламированной продукции, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака, штрафы за некачественную продукцию и т.п.
Рост вышеназванных показателей указывает на ухудшение качества продукции, снижение – на улучшение качества.
При анализе забракованной и зарекламированной продукции изучаются причины допущенного брака. При изучении брака и его причин применяют его классификацию. Брак по возможности устранения подразделяется на исправимый и неисправимый, по месту установления – на внутренний, выявленный на предприятии, и внешний, выявленный потребителями.
Брак приводит к увеличению себестоимости, снижению прибыли, снижению объема товарной продукции, потерям.
Для определения потерь товарной продукции от брака стоимость брака умножается на сумму единицы и уровня рентабельности, выраженного в долях единицы.
Показатели повышения качества характеризуют прирост финансовых показателей за счет повышения качества продукции. К показателям эффективности повышения качества относятся изменение стоимости выпускаемой продукции по отношению к реализуемой продукции, увеличение прибыли, рост рентабельности.
Прирост прибыли за счет улучшения качества, которое позволило увеличить цену определяется как произведение прироста цены и объема производства продукции с улучшенным качеством.
В ходе анализа качества продукции определяется влияние качества на выпуск товарной продукции (ΔТП), выручку от реализации продукции (ΔВ), прибыль (ΔП).
ΔТП = ΔЦ хN1,
ΔВ = ΔЦ хNрп1,
ΔП = (ΔЦ – ΔС) х Nрп1.
Nрп1 – объем реализации в натуральном выражении в отчетном периоде.
При анализе качества проводится оценка влияния сортового состава. Оценка сортового состава проводится по методике оценки влияния структурного фактора.
При проведении анализа качества продукции особое значение имеет оценка затрат, связанных с качеством продукции. В состав затрат, связанных с качеством продукции, включаются:
Затраты, направленные на предупреждение возникновения несоответствий;
Затраты, направленные на контроль и подтверждение соответствия продукции;
Затраты на выпуск продукции, не соответствующей установленным требованиям.
При проведении затрат, связанных с качеством продукции, важно получить оценку окупаемости затрат, их экономической эффективности.
Экономическая эффективность затрат, направленных на предупреждение несоответствий, (Эпр) определяется по следующей формуле:
Эпр = (1 – (Сн + Ск)/ Спр) х 100%,
где:
Сн – затраты на выпуск продукции, не соответствующей установленным требованиям;
Ск – затраты, связанные с контролем и подтверждением соответствия продукции;
Спр - затраты, направленные на предупреждение возникновения несоответствий.
Экономическая эффективность затрат, связанных с контролем и подтверждением соответствия продукции, (Эк) определяется по формуле:
Эк = (1 – (Сн + Спр)/ Ск) х 100%
Экономическая эффективность всех затрат, связанных с качеством продукции, (Эпрк):
Эпрк = (1 - Сн/ (Спр + Ск)) х 100%.
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами