1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
Конкурентоспособностью продукции называют совокупность её свойств, характеризующих её отличие от подобной продукции предприятий – конкурентов. Понятие конкурентоспособности продукции рассматривается в анализе исходя из потребностей покупателя и рынка.
Необходимо различать понятие качества продукции и понятие конкурентоспособности. Если качество представляет собой совокупность потребительских свойств продукции, то конкурентоспособность означает сочетание качества и цены продукции, её привлекательность для покупателя в сравнении с продукцией других продавцов.
Поэтому конкурентоспособность продукции определяется потребностями покупателей, которые определяются не только требованиями качества, но и требованиями адекватного уровня цен, возможностями сервисного обслуживания и т.п.
Конкурентоспособность продукции характеризуется по следующим параметрам:
Техническим (потребительские свойства товара, соответствующие его области применения и назначения);
Эргономическим (соответствие товара свойствам человеческого организма);
Эстетическим (внешний вид товара, дизайн);
Нормативным (соответствие установленным нормам и стандартам);
Экономическим (уровень цены, возможность сервисного обслуживания, соответствие доходам потребителей).
Оценка конкурентоспособности продукции производится: на основе сравнительного анализа вышеназванных параметров по исследуемому предприятию и предприятиям – конкурентам; матричного метода.
Сравнительный анализ основан на расчете единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности.
Единичные показатели (gi) характеризуют процентный уровень конкретного параметра к величине этого параметра по предприятию – конкуренту. Их расчет производится по формуле (2.18):
gi = (рi/р100) х 100%, (2.18)
где:
рi, р100 – значение i-ого параметра соответственно по исследуемому предприятию и предприятию – конкуренту, принятому за эталон.
Расчет групповых показателей конкурентоспособности продукции (Gj) основан на расчете обобщающих показателей на основе единичных по каждой группе (gi) параметров и весовых коэффициентов значимости, определенных экспертным путем (аi). Групповой показатель по j - ой группе (Gj)определяется по формуле (2.19):
Gj = ∑ (аi x gi) (2.19)
Интегральный показатель (I) представляет собой обобщающую характеристику конкурентоспособности продукции и рассчитывается по формуле (2.20):
I = Gт / Gэ (2.20)
Если значение интегрального показателя выше единицы, то конкурентоспособность продукции исследуемого предприятия превосходит конкурентоспособность продукции по предприятию – конкуренту. Если I < 1, то продукция исследуемого предприятия уступает изделию – эталону предприятия – конкурента. Если I = 1, конкурентоспособность продукции характеризуется уровнем конкурентоспособности по предприятию – конкуренту.
Положительная динамика интегрального показателя конкурентоспособности продукции свидетельствует о её росте, отрицательная – о снижении её уровня.
Для оценки конкурентоспособности применяется также матричный метод, который основан на построении матрицы. По горизонтали матрицы записываются номера предприятий – продавцов, а по вертикали – темп роста объема продаж основных или всех предприятий – продавцов на рассматриваемом рынке, доля рынка по каждому предприятию, другие показатели конкурентоспособности.
Чем выше темп роста продаж и доля рынка, тем выше уровень конкурентоспособности продукции предприятия. Схематично матрицу конкурентоспособности можно представить в следующем виде (табл. 2.2)
Таблица 2.2.
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами