logo
ГЭК ахд 2013 / Лекции по АХД испр

Источники информации анализа

Учетные (полученные по данных хозяйственного учета)

Другие источники

Данные первичного учета и отчетности

Данные бухгалтерского учета и отчетности

Данные статистического учета и отчетности

Данные налогового учета и отчетности

Нормативно – плановая информация

Внеучетная информация

Плановые данные

Нормативные материалы

Другая информация

Нормативно – правовая документация РБ

Нормативно – правовая документация предприятия

Техническая, технологическая, научно – техническая документация

Справочные статистические данные

Другие данные из средств массовой информации, полученные от контрагентов

Рис. 1.2. Информационное обеспечение анализа хозяйственной деятельности

Основным источником информации выступают данные хозяйственного учета, ведущая роль из которых принадлежит бухгалтерскому учету и отчетности.

Бухгалтерская информация отражает все хозяйственные операции, полученные финансовые результаты. В зависимости от формы организации учета в качестве источника информации могут быть использованы журналы- ордера, ведомости, мемориальные ордера, др., а также промежуточная и годовая бухгалтерская отчетность.

Оперативный учет и отчетность позволяют получить информацию более оперативно по сравнению с бухгалтерским и статистическим учетом и отчетностью. В частности, на основе оперативного учета можно получить данные о производстве и отгрузке продукции, остатках материалов, т.п.

Данные статистического учета и отчетности позволяют получить информацию для более глубокого исследования процессов и явлений на предприятии. В статистическом учете и отчетности отражаются данные о среднесписочной численности, средней заработной плате, объеме производства, в т.ч. в сопоставимых ценах и т.п.

Нормативно-плановая информация включает данные бизнес-планов, нормы расхода сырья и материалов на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, сметы, проектные задания, ценники и т.п.

Внеучетные источники информации включают нормативно-законодательную документацию Республики Беларусь, в т.ч. по основам проведения анализа; документы предприятия (приказы и распоряжения руководителя и вышестоящих органов, решения совета директоров, собраний акционеров, договоры, соглашения и т.п.); техническую, технологическую, научно – техническую документацию (о технологическом процессе производства, результатах научно-исследовательской работы и т.п.); справочные статистические данные (об изменении курсов валют, индексов, ставки рефинансирования и т.п.); другие данные.

Методическое обеспечение анализа хозяйственной деятельности включает в себя приемы, способы и методы анализа. При проведении анализа используются как традиционные приемы (приемы детализации, систематизации, обобщения, приемы средних и относительных величин, прием сравнения, группировки, балансовый прием и т.п.), так и экономико- математические методы (метод факторного анализа, функционально-стоимостного анализа, метод комплексного анализа, методы линейного и динамического программирования и т.п.).

При определении методического обеспечения важное значение имеет использование оргтехники и компьютерных аналитических программ.

Результаты анализа оформляются специальными документами: аналитический отчет (пояснительная записка) для внешних пользователей, справка или заключение для внутренних пользователей.

Аналитический отчет должен содержать общие вопросы о деятельности предприятия, динамику показателей производственных и финансовых результатов, имущественного и финансового состояния, эффективности использования ресурсов за последние несколько лет, а также перспективы развития.

В отличие от аналитического отчета, справка или заключение не содержит общей характеристики предприятия, она носит более конкретный характер, в ней отражаются конкретные рекомендации по улучшению эффективности хозяйствования, росту прибыли и рентабельности.

В отчетных формах должны отражаться конкретные выводы и предложения по результатам анализа, для наглядности должны применяться табличный и графический способы представления информации.