4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
Первым этапом анализа затрат на производство и себестоимости продукции является изучение изменения общей суммы затрат на производство.
Изменение общей суммы затрат на производство исследуется по следующим направлениям:
по сравнению с предыдущим периодом и планом;
по составу и структуре.
В процессе анализа рассчитываются абсолютные отклонения общей суммы затрат от предыдущего периода и плана, темпы роста и прироста. Рост затрат по сравнению с планом или предыдущим периодом может указывать как на перерасход, так и на рост объема производства продукции, изменение структуры. Поэтому важно определить изменение общей суммы затрат, изменение суммы по отдельным элементам и статьям калькуляции, а также изменение структуры затрат в разрезе элементов, статей калькуляции и других видов затрат.
При изучении изменения общей суммы затрат на производство важно установить факторы, повлиявшие на рассматриваемое изменение. Такими факторами выступают: объем и структура производства, уровень цен на используемые в процессе производства ресурсы.
С целью оценки влияния факторов на изменение общей суммы затрат могут быть использованы различные факторные системы. Рассмотрим некоторые из них.
Зобщ = ∑ (zi х Ni) (4.1.)
где:
Зобщ – общая сумма затрат на производство продукции;
zi – себестоимость i- ого вида продукции;
Ni – объем производство i-ого вида продукции в натуральном выражении.
Факторная модель (4.1.) позволяет определить влияние физического объема производства, структуры производства и себестоимости отдельных видов изделий. Влияние факторов можно рассчитать следующим образом:
влияние физического объема производства (∆ЗN):
∆ЗN = Зобщo х (Nобщ1/Nобщo -1) (4.2.)
влияние структуры производства (∆Зстр):
∆Зстр = ∑ (zi х ∆Ni) - ∆ЗN (4.3.)
влияние уровня себестоимости отдельных видов изделий (∆Зz):
∆Зz = ∑ (∆zi х N 1i) (4.4.)
Факторная модель (4.5.) позволяет установить влияние количества потребленных ресурсов и ценового фактора, влияющего в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы.
З = ∑ (Цi х Рi) (4.5.)
где:
З – сумма затрат на производство продукции;
Цi – уровень цены на i- ый вид используемого ресурса;
Рi – количество потребленного ресурса i-ого вида.
Применение факторной системы (4.5.) наиболее уместно по затратам материалов, особенно основных, расходам на оплату труда основных производственных рабочих, затратам на услуги сторонних организаций и т.п.
При расчете влияние факторов могут использоваться прием цепных подстановок, прием абсолютных разниц.
Поскольку в факторной модели (4.1.) используется показатель себестоимости единицы продукции, уровень которого непосредственно зависит и от принятого метода себестоимости продукции, выводы сформулированные на основе влияния структуры и себестоимости отдельных видов изделий будут зависеть от правильности и точности применяемых на предприятии методов учета затрат и калькулирования себестоимости. С целью устранения этого недостатка может быть использована следующая факторная модель:
Зобщ = ∑(Nобщ х di х VCедi) + FC (4.6.)
где:
Зобщ – общая сумма затрат на производство продукции;
Nобщ – общий объем производства в натуральном выражении;
di – удельный вес i- ого вида продукции в общем объеме производства;
VCедi – переменные издержки на единицу i-ого вида продукции;
FC – постоянные издержки.
В модели (4.6) изменение общей суммы затрат на производство продукции рассматривается под влиянием изменения физического объема производства, структуры производства, уровня переменных издержек на единицу продукции, уровня постоянных издержек.
Влияние факторов определяется по следующим формулам:
влияние физического объема производства (∆ЗN):
∆ЗN = ∑(Nобщо х d оi х VCед оi) х (Nобщ1/Nобщo -1) (4.7)
влияние структуры производства (∆Зстр):
∆Зстр = ∑(Nобщ1 х ∆d i х VCед оi) (4.8)
влияние уровня переменных издержек на единицу продукции (∆ЗVC):
∆ЗVC = ∑(Nобщ1 х d 1i х ∆VCед i) (4.9)
влияние уровня постоянных издержек (∆ЗFC):
∆ЗFC = ∆FC (4.10)
Анализ общей суммы затрат на производство позволяет определить «узкие места» для дальнейшего более детального анализа отдельных статей и элементов затрат.
- Лекция 1 . Введение в анализ хозяйственной деятельности
- 1.1. Объекты, задачи и значение анализа хозяйственной деятельности
- Принципы анализа хозяйственной деятельности
- Источники информации анализа
- Лекция 2. Анализ маркетиноговой и производственной деятельности
- 2.1. Анализ маркетинговой деятельности предприятия
- 2.1.1. Объекты, задачи и источники информации маркетинговой деятельности
- 2. 1. 2. Анализ спроса на продукцию и планирование объема продаж
- 2.1. 3. Оценка риска невостребованности продукции
- 2.1. 4. Анализ рынков сбыта продукции
- Рис 2.3. Стадии жизненного цикла товара
- 2.1. 5. Анализ ценовой политики предприятия
- 1. 1. 6. Анализ конкурентоспособности продукции
- Матрица оценки конкурентоспособности продукции
- Оценка конкурентоспособности производится на основе многомерного сравнительного анализа.
- 2.1.7. Анализ эффективности маркетинговой деятельности
- 2. 2. Анализ производства и реализации продукции
- Объекты, задачи и информационное обеспечение анализа производства и реализации продукции
- 2.2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации
- 2.2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции
- 2.2.4. Анализ качества продукции
- 2.2.5. Анализ ритмичности производства и реализации продукции
- 2.2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции
- Рис 2.5. Факторная система объема реализации и объема производства
- 3.1. Анализ использования персонала и фонда заработной платы
- 3.1.1. Задачи, источники информации и объекты анализа персонала и фонда заработной платы.
- 3.1.2. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами
- 3.1.3. Анализ использования рабочего времени
- 3.1.4. Анализ производительности труда и резервов ее роста
- 3.1.5. Анализ трудоемкости продукции
- 3.1.6. Анализ эффективности использования персонала
- 3.1.7. Анализ фонда заработной платы
- 3.1.8. Анализ эффективности использования фонда заработной платы
- 3.1.9. Анализ социальной защищенности трудового коллектива
- 3.2. Анализ использования материальных ресурсов
- 3.2.1. Задачи и источники информации анализа материальных
- 3.2.2. Анализ обеспеченности материальными ресурсами. Анализ ритмичности поставок материальных ресурсов.
- 3.2.3. Анализ эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.2.4. Анализ прибыли на рубль материальных затрат.
- 3.2.5. Анализ резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов.
- 3.3. Анализ использования основных средств.
- Значение, задачи и информационное обеспечение анализа основных средств.
- Анализ эффективности использования основных средств
- Анализ использования производственной мощности и площади
- Резервы повышения эффективности использования основных средств
- Учебный элемент 4.1. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг)
- 4.1.1. Значение, задачи и источники информации анализа затрат на производство и себестоимости продукции (работ, услуг). Классификации затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
- 4.1.2. Анализ общей суммы затрат на производство продукции (работ, услуг).
- 4.1.3. Значение и методы определения переменных и постоянных издержек.
- 4.1.4. Анализ издержкоемкости продукции.
- 4.1.5. Анализ прямых материальных затрат.
- 4.1.6. Анализ прямых трудовых затрат.
- 4.1.7. Анализ косвенных затрат.
- 4.1.8. Анализ себестоимости отдельных видов продукции.
- 4.1.9. Определение резервов снижения себестоимости продукции.
- 4.2. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.1. Задачи и информационное обеспечение анализа финансовых результатов деятельности предприятия.
- 4.2.2. Анализ состава, динамики и выполнения плана по прибыли.
- 2. 3. Анализ финансового результата от реализации продукции (работ, услуг).
- 4.2.4. Анализ операционных и внереализационных доходов и расходов
- 4.2.5. Анализ показателей рентабельности
- 4.2.6. Определение резервов роста показателей прибыли
- 4.2.7. Анализ формирования и распределния чистой прибыли
- 4.3. Оценка имущественного положения организации
- 4.4.Показатели оценки имущественного положения
- 4.5. Оценка ликвидности организации
- 4.6. Оценка финансовой устойчивости организации
- 4.7. Оценка рентабельности
- 4.8. Оценка деловой активности организации
- 4.9. Общие показатели оборачиваемости активов
- 4.10. Показатели управления активами