logo search
Otvety_GOSy_1

14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.

Реструктуризация конкретного предприятия или бизнеса - это сложный процесс изменений, затрагивающий все функции менеджмента. В литературе понятие реструктуризации используется, как правило, в узком смысле - изменения организационной структуры бизнеса. Однако, реструктуризация предприятия или бизнеса, не может измеряться только структурными изменениями. Исходя из понимания реструктуризации в более общем значении - Реструктуризация - это системный целенаправленный процесс качественных изменений структуры активов и пассивов компании а так же системы управления.

Необходимо отметить, что реструктуризация на российских предприятиях начиналась еще в 90-х сразу после приватизации. Сегодня можно говорить о трех этапах реструктуризации российских предприятий. Причем, компании, развивающиеся эволюционно, как правило, проходили последовательно все этапы. Задачи реструктуризации, с которыми сталкиваются российские компании сегодня, отличаются от задач 10-летнй давности, и есть основания полагать, что российские компании вскоре столкнутся с проблемами нового характера (глобальной конкуренцией и технологическим отставанием), которые вызовут новую волну реструктуризации.

1 этап реструктуризации (установление контроля над бизнесом) - 1992-1998 г.г.

Горизонтальная интеграция,

Установление контроля над финансовыми потоками и собственностью

Создание диверсифицированных ФПГ на базе банков

Высокие риски потери бизнеса, банкротства

Низкая стоимость бизнеса (высокая ставка дисконтирования)

Низкий уровень конкуренции на рынках и низкая эффективность производства

Краткосрочность целей, когда управляющая компания не имеет долгосрочных интересов, связанных с производством

неэффективное сочетание целей собственников предприятий и целей руководства

2 этап (децентрализация, создание холдингов) - с 1998 г.

Децентрализация и диверсификация бизнеса

Создание отраслевых холдингов

Смешанная модель интеграции

Перераспределение контроля над финансовыми потоками и собственностью

Высокие риски потери бизнеса, банкротства

3 этап (новая централизация, реструктуризация управления интегрированной структурой) - с 2001 г.

Низкая эффективность управления заставляет укрупнять организационные структуры

Вертикальная интеграция,

Долгосрочность целей собственника - рост инвестиций

Установление значительного контроля над собственностью

Рыночные риски превышают финансовые и риски потери бизнеса

Рост стоимости бизнеса (снижение процентных ставок)

Высокий уровень конкуренции на рынках

15.   Этап подготовки реструктуризации: мероприятия, методы. Реструктуризация компании затрагивает не только структуру активов и капитала компании, но и изменяет саму систему подразделений. Поэтому для эффективной реструктуризации чрезвычайно важна поэтапная и системная разработка концепции и программы с их дальнейшей реализацией. Основные этапы реструктуризации включают в себя:

Идентификация объекта реструктуризации;

Планирование реструктуризации объекта, разработка программы;

Выполнение работ по реструктуризации объекта;

Отчет и оценка результатов реструктуризации объекта.

Поясним содержание поэтапное содержание работ на примере задачи реструктуризации вспомогательных подразделений компании (холдинга):

Анализ сервисных подразделений и непрофильных активов, систематизация их функций по профильности, приоритетности, рентабельности и т.д.

Разработка концепции реструктуризации сервисных подразделений и непрофильных активов, определение оптимальной организационно-правовой формы, разработка механизмов функционирования сервисных подразделений

Разработка бизнес-плана (программы) реструктуризации непрофильных активов и сервисных подразделений

Осуществление сделок и реализация организационных мероприятий (регулярный отчет о выполнении программы включает: отчет о заключенных сделках по реструктуризации, отчет об исполнении сделок по реструктуризации, отчет об исполнении текущих бюджетов)

Решение задач реструктуризации осуществляется путем воздействия на объекты реструктуризации. Каждый из объектов проходит следующие этапы (стадии): Мероприятия, выполняемые на каждой из стадий процесса реструктуризации, называются процедурами реструктуризации. Основные взаимосвязи между этапами и процедурами реструктуризации приведены в блок-схеме процесса реструктуризации (Приложение №1). Порядок, в соответствии с которым осуществляются процедуры реструктуризации, определяется Регламентом работ по реструктуризации. Работа по реструктуризации осуществляется в соответствии с Программой реструктуризации предприятия, которая включает:

основные условия реструктуризации;

бюджет доходов и расходов по реструктуризации;

расчет экономической эффективности реструктуризации;

план работ по реструктуризации

Бюджеты реструктуризации включают в себя оценку экономической эффективности реструктуризации объекта. Экономический эффект = Альтернативные Издержки + Доходы Реструктуризации - расходы Реструктуризации Альтернативные Издержки - капитализированные убытки компании в случае отказа от реструктуризации Доходы и Расходы Реструктуризации - доходы и расходы в результате мероприятий по реструктуризации

16.   Проведение исследования рынка как этап реструктуризации предприятия: мероприятия, методы. Любые исследования, проводимые предприятием, не являются самоцелью, но служат для достижения целей предприятия в рамках принятых стратегий. Информация, полученная из исследований, предназначена для принятия решений. Однако на практике предприятия довольно часто предпринимают исследования, предназначенные для получения "справочной" информации, иногда по инициативе службы маркетинга, иногда - руководителя. Если это входит в систему, кроме непроизводительных затрат и отвлечения ресурсов, наблюдается еще отрицательный эффект общего отношения к маркетинговой информации как справочной, не требующей принятия решений. Примером "справочных" исследований могут служить исследование влияния кредитования на объемы сбыта через дилеров при твердой стратегии работы предприятия только по предоплате, исследование себестоимости конкурентной продукции при достижении предприятием собственного минимума себестоимости.   Иногда маркетологи предприятия предпочитают "ходить проторенными путями" - проводить, в первую очередь, привычные исследования, для которых существует проработанная методика, независимо от действительной их необходимости. Для более важных задач при этом может наблюдаться "нехватка времени".   Консультантом анализируются цели предпринимаемых исследований, оценивается полнота перекрытия информацией потребностей предприятия, расстановка приоритетов. Оценка возможности достижения целей исследований применяемыми методами производится консультантом на основе собственного практического опыта и с помощью интервью с экспертами в соответствующих областях. Для оценки привлекается именно практический опыт, так как хотя теория исследований разработана в значительной мере, некоторые особенности современного российского рынка не могут быть ею полностью учтены. Например, использование вторичных источников информации (статистических отчетов государственных служб - для определения параметров отрасли, бухгалтерских балансов дилеров - для определения их финансового состояния) вовсе не так эффективно на практике, как об этом говорит теория. Кроме того, предприятия, в основном, применяют "модифицированные" методики, используя только часть теоретических построений, а остальное дорабатывая самостоятельно.   Применяемые предприятием методы исследования необязательно являются наиболее целесообразными, даже и при возможности достижения ими целей. Во многих случаях те же данные можно получит дешевле, быстрее, или в более полном объеме. Для исследования таких возможностей консультантом проводится поверхностная проработка альтернатив. (Анализируется собственный опыт, формулируются гипотезы, из которых одна-две проверяются в интервью с соответствующими экспертами). Иногда даже простое акцентирование внимания на альтернативах способно принести немедленный эффект. Например, опрос покупателей для исследования, как принимается решение о покупке верхней мужской одежды, был заменен предприятием на наблюдение лишь при простом упоминании возможной альтернативы; наблюдение дало более точный результат.