14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
Реструктуризация конкретного предприятия или бизнеса - это сложный процесс изменений, затрагивающий все функции менеджмента. В литературе понятие реструктуризации используется, как правило, в узком смысле - изменения организационной структуры бизнеса. Однако, реструктуризация предприятия или бизнеса, не может измеряться только структурными изменениями. Исходя из понимания реструктуризации в более общем значении - Реструктуризация - это системный целенаправленный процесс качественных изменений структуры активов и пассивов компании а так же системы управления.
Необходимо отметить, что реструктуризация на российских предприятиях начиналась еще в 90-х сразу после приватизации. Сегодня можно говорить о трех этапах реструктуризации российских предприятий. Причем, компании, развивающиеся эволюционно, как правило, проходили последовательно все этапы. Задачи реструктуризации, с которыми сталкиваются российские компании сегодня, отличаются от задач 10-летнй давности, и есть основания полагать, что российские компании вскоре столкнутся с проблемами нового характера (глобальной конкуренцией и технологическим отставанием), которые вызовут новую волну реструктуризации.
1 этап реструктуризации (установление контроля над бизнесом) - 1992-1998 г.г.
Горизонтальная интеграция,
Установление контроля над финансовыми потоками и собственностью
Создание диверсифицированных ФПГ на базе банков
Высокие риски потери бизнеса, банкротства
Низкая стоимость бизнеса (высокая ставка дисконтирования)
Низкий уровень конкуренции на рынках и низкая эффективность производства
Краткосрочность целей, когда управляющая компания не имеет долгосрочных интересов, связанных с производством
неэффективное сочетание целей собственников предприятий и целей руководства
2 этап (децентрализация, создание холдингов) - с 1998 г.
Децентрализация и диверсификация бизнеса
Создание отраслевых холдингов
Смешанная модель интеграции
Перераспределение контроля над финансовыми потоками и собственностью
Высокие риски потери бизнеса, банкротства
3 этап (новая централизация, реструктуризация управления интегрированной структурой) - с 2001 г.
Низкая эффективность управления заставляет укрупнять организационные структуры
Вертикальная интеграция,
Долгосрочность целей собственника - рост инвестиций
Установление значительного контроля над собственностью
Рыночные риски превышают финансовые и риски потери бизнеса
Рост стоимости бизнеса (снижение процентных ставок)
Высокий уровень конкуренции на рынках
15. Этап подготовки реструктуризации: мероприятия, методы. Реструктуризация компании затрагивает не только структуру активов и капитала компании, но и изменяет саму систему подразделений. Поэтому для эффективной реструктуризации чрезвычайно важна поэтапная и системная разработка концепции и программы с их дальнейшей реализацией. Основные этапы реструктуризации включают в себя:
Идентификация объекта реструктуризации;
Планирование реструктуризации объекта, разработка программы;
Выполнение работ по реструктуризации объекта;
Отчет и оценка результатов реструктуризации объекта.
Поясним содержание поэтапное содержание работ на примере задачи реструктуризации вспомогательных подразделений компании (холдинга):
Анализ сервисных подразделений и непрофильных активов, систематизация их функций по профильности, приоритетности, рентабельности и т.д.
Разработка концепции реструктуризации сервисных подразделений и непрофильных активов, определение оптимальной организационно-правовой формы, разработка механизмов функционирования сервисных подразделений
Разработка бизнес-плана (программы) реструктуризации непрофильных активов и сервисных подразделений
Осуществление сделок и реализация организационных мероприятий (регулярный отчет о выполнении программы включает: отчет о заключенных сделках по реструктуризации, отчет об исполнении сделок по реструктуризации, отчет об исполнении текущих бюджетов)
Решение задач реструктуризации осуществляется путем воздействия на объекты реструктуризации. Каждый из объектов проходит следующие этапы (стадии): Мероприятия, выполняемые на каждой из стадий процесса реструктуризации, называются процедурами реструктуризации. Основные взаимосвязи между этапами и процедурами реструктуризации приведены в блок-схеме процесса реструктуризации (Приложение №1). Порядок, в соответствии с которым осуществляются процедуры реструктуризации, определяется Регламентом работ по реструктуризации. Работа по реструктуризации осуществляется в соответствии с Программой реструктуризации предприятия, которая включает:
основные условия реструктуризации;
бюджет доходов и расходов по реструктуризации;
расчет экономической эффективности реструктуризации;
план работ по реструктуризации
Бюджеты реструктуризации включают в себя оценку экономической эффективности реструктуризации объекта. Экономический эффект = Альтернативные Издержки + Доходы Реструктуризации - расходы Реструктуризации Альтернативные Издержки - капитализированные убытки компании в случае отказа от реструктуризации Доходы и Расходы Реструктуризации - доходы и расходы в результате мероприятий по реструктуризации
16. Проведение исследования рынка как этап реструктуризации предприятия: мероприятия, методы. Любые исследования, проводимые предприятием, не являются самоцелью, но служат для достижения целей предприятия в рамках принятых стратегий. Информация, полученная из исследований, предназначена для принятия решений. Однако на практике предприятия довольно часто предпринимают исследования, предназначенные для получения "справочной" информации, иногда по инициативе службы маркетинга, иногда - руководителя. Если это входит в систему, кроме непроизводительных затрат и отвлечения ресурсов, наблюдается еще отрицательный эффект общего отношения к маркетинговой информации как справочной, не требующей принятия решений. Примером "справочных" исследований могут служить исследование влияния кредитования на объемы сбыта через дилеров при твердой стратегии работы предприятия только по предоплате, исследование себестоимости конкурентной продукции при достижении предприятием собственного минимума себестоимости. Иногда маркетологи предприятия предпочитают "ходить проторенными путями" - проводить, в первую очередь, привычные исследования, для которых существует проработанная методика, независимо от действительной их необходимости. Для более важных задач при этом может наблюдаться "нехватка времени". Консультантом анализируются цели предпринимаемых исследований, оценивается полнота перекрытия информацией потребностей предприятия, расстановка приоритетов. Оценка возможности достижения целей исследований применяемыми методами производится консультантом на основе собственного практического опыта и с помощью интервью с экспертами в соответствующих областях. Для оценки привлекается именно практический опыт, так как хотя теория исследований разработана в значительной мере, некоторые особенности современного российского рынка не могут быть ею полностью учтены. Например, использование вторичных источников информации (статистических отчетов государственных служб - для определения параметров отрасли, бухгалтерских балансов дилеров - для определения их финансового состояния) вовсе не так эффективно на практике, как об этом говорит теория. Кроме того, предприятия, в основном, применяют "модифицированные" методики, используя только часть теоретических построений, а остальное дорабатывая самостоятельно. Применяемые предприятием методы исследования необязательно являются наиболее целесообразными, даже и при возможности достижения ими целей. Во многих случаях те же данные можно получит дешевле, быстрее, или в более полном объеме. Для исследования таких возможностей консультантом проводится поверхностная проработка альтернатив. (Анализируется собственный опыт, формулируются гипотезы, из которых одна-две проверяются в интервью с соответствующими экспертами). Иногда даже простое акцентирование внимания на альтернативах способно принести немедленный эффект. Например, опрос покупателей для исследования, как принимается решение о покупке верхней мужской одежды, был заменен предприятием на наблюдение лишь при простом упоминании возможной альтернативы; наблюдение дало более точный результат.
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?