logo search
Uchebnik_ADFHDP_2011 (1) / Учебник АДФХДП 2011 на гриф

Оценка риска невостребованной продукции и формирование портфеля заказов

Изучение спроса тесно связано с оценкой риска невостребованной продукции, который возникает вследствие отказа потребителей покупать ее. Он определяется величиной возможного материального и морального ущерба предприятия. Каждое предприятие должно знать величину потерь, если какая-то часть продукции окажется нереализованной. Чтобы избежать последствий риска невостребованной продукции, необходимо изучить факторы его возникновения с целью поиска путей недопущения или минимизации потерь.

Факторы риска невостребованной продукции можно разделить на внешние и внутренние. Внутренние: ошибка прогноза спроса на продукцию, ошибка выбора ценовой стратегии, вероятность снижения качества продукции в результате низкого качества сырья, оборудования, технологии, квалификации персонала, неэффективная организация сбыта и рекламы и т.п. Внешние: неплатежеспособность покупателя, повышение процентных ставок по вкладам, демографические, социально-экономические изменения и т.п.

Так как риск - это неопределенность в отношении возможных потерь, то при оценке риска изучаются факторы, влияющие на него и оценивается риск по каждому фактору. Отдельные виды рисков чаще всего определяются эвристическими методами, описанными в п.3.7. При перемножении отдельных уровней рисков, выраженных в процентных пунктах, получается общий уровень риска.

Например, риск инвестирования в новую продукцию:

Ринв = Ринф*Ркомм*Рполит*Рсл.гиб*Ртехн*Рэк*Рцен*Рнестр,

где Ринв — риск инвестирования; Ринф — риск инфляционный; Ркомм — риск коммерческий; Рполит — риск политический; Рсл.гиб — риск случайной гибели; Ртехн — риск технический; Рэк — риск экономический; Рцен — риск ценовой; Рнест — риск «нестрахуемый».

При оценке риска невостребованной продукции текущего ассортимента:

Таблица 32 - Анализ обеспеченности плана производства продукции договорами (заявками) на поставку

Вид продукции

Объем поставки по заключен-ным договорам, тыс. руб.

Остаток готовой продукции на начало года, тыс.руб

План производства продукции на год, тыс. руб.

Обеспечен-ность выпуска продукции договорами, %

А

4800

150

5760

81,2

В

5300

110

5600

92,8

С

3200

60

2743

114,0

D

2600

40

1920

132,6

Как видно из примера (Таблица 32), план выпуска продукции А и В не был полностью обеспечен договорами на поставку. Для снижения рисков предприятию необходимо пересмотреть структуру производства, сократив удельный вес первых двух видов продукции и увеличив долю продукции С и D.

Далее анализируется динамика остатков готовой продукции и скорость их реализации (Таблица 33). Анализ должен показать, по каким видам резко возрастает доля нереализованной продукции и замедляется скорость ее сбыта, которая определяется делением средних остатков продукции на однодневный объем ее продаж.

Из таблицы видно, что за отчетный год значительно возросли остатки нереализованной продукции, особенно по изделиям А и В, спрос на которые снизился и замедлилась скорость продаж, что требует от предприятия принятия определенных мер по недопущению убытков от невостребованной продукции, например снижения цен на данные виды продукции или дополнительных затрат на более привлекательную упаковку, рекламу и т.д. В противном случае, если эта продукция будет не востребована покупателями, предприятие получит убытки в размере фактических затрат на ее производство и хранение.

Таблица 33- Анализ динамики остатков готовой продукции

Вид продукции

Остаток на начало года

Фактический вы-пуск продукции

Объем реализуе-мой продукции

Остаток готовой продукции на конец года

Прирост

Удельный вес, %

Скорость продаж, дни

тыс. руб.

%

прошлый год

отчетный год

А

150

5040

4850

340

190

126

3,76

16,0

18,4

Б

110

5544

5300

354

244

222

4,4

11,5

12,2

В

60

3168

3050

178

118

197

3,72

11,0

10,6

Г

40

2688

2560

68

28

170

1,04

10,0

7,8

Аналогичный анализ можно провести для предприятий торговли и общественного питания. Организации, оказывающие нематериальные услуги могут в качестве плана выпуска использовать возможный объем оказания услуг.