8.3. Методы борьбы с административными барьерами
Цикл формирования, эксплуатации и разрушения административного барьера подробно описан в работе «Административные барьеры в экономике: институциональный анализ»1.
Выделяются два способа появления административного барьера: 1) как результат ошибочного решения государственных органов или пережиток прошлого и 2) как отражение личных интересов отдельных политически влиятельных субъектов или групп.
В первом случае существование административного барьера не приносит личной выгоды никакому политически влиятельному субъекту и его отмена не будет сопряжена с чьим-то активным противодействием и, следовательно, высокими издержками отмены.
Во втором случае отмена барьера зависит от соотношения степени влияния инициаторов его принятия и противодействующей стороны (см. соотношение отрицательного и положительного спроса на институт — тема 9), что связано с высокими издержками.
8.3.1. Схема воспроизводства административного барьера
Процесс воспроизводства административных барьеров включает следующие этапы:
1) обнаружение инициатором принятия барьера возможностей для получения бюрократической ренты путем законодательного закрепления специфического нормативного акта (документа);
2) разработка институционального проекта, обосновывающего необходимость принятия этого документа и его выгоду для общества (заказ на проведение опросов общественного мнения, экспертных оценок и т.д. с результатами голосования «за» документ);
3) лоббирование принятия документа (поиск предполагаемых рентополучателей, подкуп и т.д.);
4) введение документа в действие (реакция экономических субъектов, принужденных исполнять введенное правило);
5) противодействие со стороны экономических субъектов (разработка анти проекта, доказывающего неэффективность принятого документа, экспертные оценки, «уход в тень» и т.д.);
6) отмена или корректировка нормативного акта (административного барьера) посредством другого нормативного акта;
7) поиск новых возможностей для получения бюрократической ренты.
Решение о создании административного барьера принимается на основе анализа предполагаемых выгод и издержек. Издержки инициатора барьера можно разбить на две группы: 1) издержки, связанные с введением барьера (разработка институционального проекта, обоснование необходимости принятия барьера, лоббирование принятия соответствующего нормативного акта), и 2) текущие издержки (поддержание функционирования барьера, за исполнением и наложение санкций, противодействие анти проектам).
На доходы от функционирования барьера влияют следующие факторы: количество трансакций, подпадающих под данное правило; стоимость одной трансакции; степень защищенности правила (жесткость санкций за невыполнение); риск отмены правила (юридическая частота, степень сопротивления плательщиков, возможные альтернативные способы преодоления барьера); возможность обеспечения исключительных прав на доход.
Таким образом, можно сделать вывод, что существующие административные барьеры очень разнообразны. Они различаются как по масштабам использования и стоимости для плательщиков, так и по степени проработанности институционального проекта с точки зрения его принятия, снижения риска отмены, обеспечения исключительности рентного дохода для его создателя. Подобное разнообразие создает возможности для «размывания» барьера без реализации какого бы то ни было анти проекта либо облегчает его (анти проекта) осуществление, что приводит к разрушению административного барьера.
8.3.2. Разрушение административного барьера
Разрушение административного барьера может происходить естественным путем, решающими в данном случае являются временной фактор, а также способность инициатора барьера осуществлять контроль и получать ренту. Таким образом, можно выделить следующие способы естественного разрушения барьера:
1) «размывание» в результате потери исключительности (монополии на право получения ренты), расширения круга лиц, получающих ренту и не желающих нести издержки по поддержанию данного барьера;
2) ослабление и постепенная потеря контроля за экономическими субъектам, уплачивающими ренту, вследствие институционализации альтернативных путей обхождения данного барьера и т.д.
Следует выделить и искусственный путь разрушения административного барьера:
1) осуществление анти проекта (отмена нормативного акта, устанавливающего административный барьер; блокирование его путем принятия нового нормативного акта и т.д.);
2) сговор экономических субъектов, уплачивающих ренту (в случае, если их немного и они могут договориться) решившихся на крупную единовременную выплату (взятку) политически влиятельному инициатору барьера на проектной стадии принятия нормативного акта, устанавливающего барьер;
3) отсутствие преемственности в получении ренты в результате кадровых перестановок и нежелания нового политически влиятельного субъекта собирать ренту (по идеологическим, политическим или иным соображениям) и т.д.
Конечно, приведенный выше перечень путей разрушения административного барьера не полный и требует дальнейшей доработки. Однако исследования в этом направлении во многом помогают понять институциональную природу административных барьеров и позволяют разработать возможные методы борьбы с этим явлением.
- Тема 1. Теория трансакционных издержек
- 1.1. Подход Коуза-Уильямсона
- 1.2. Подход Норта
- 1.3. Проблема измерения трансакционных издержек
- Тема 2. Теория прав собственности
- 2.1. Основные положения теории
- 2.2. Перечень Оноре
- 2.3. Теорема Коуза
- 2.4. Проблема спецификации прав собственности
- Тема 3. Институциональные аспекты государственного регулирования
- 3.1. Институциональная природа государства
- 3.2. Сущность и определение государства
- 3.3. Функции государства
- 3.4. Установление «sfafus quo» в обществе
- 3.5. Проблема «безбилетника», «дилемма наказания»
- 3.6.Роль системы наказания (механизмов принуждения)
- 3.7. Контрактная и эксплуататорская концепции государства
- 3.8. Теория «оседлого бандита» м. Олсона
- Часть II «о государстве» (из главы XVII «о причинах, возникновении и определении государства»)
- 4.1.Теория общественного выбора как одно из направлений институциональной теории
- 4.2.Теория бюрократии
- 4.3. Бюрократия и поиск бюрократической ренты
- 4.4. Механизм принятия решения государственными чиновниками
- 4.4.2. Субъективные факторы
- 4.5. Конституция экономической политики
- 4.6. Проблема коррупции
- 4.7. Методы борьбы с коррупцией
- Тема 5. Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика.
- 5.1. Классификация видов теневой экономики по Фанту1
- 5.2.Определение теневого сектора в российской экономической литературе
- 5.4. Методы измерения теневой экономики
- 5.5.Теневая экономика в мире
- 5.6. Теневая экономика в России
- 5.7.Институциональные причины теневой экономики
- 5.7.2.Отсутствие эффективной системы защиты прав собственности
- 5.7.3.Подчинение системы государственных институтов определенным группам интересов
- 5.8. Структура теневого бизнеса
- Тема 6. Институциональные теории и экономический рост
- 6.1. Понятие институциональных технологий
- 6.2. Импорт институтов
- 6.3. Институциональное планирование и стратегии заимствования институтов
- 6.4. Негативные последствия импорта институтов
- 6.5. Институциональные ловушки
- Тема 7. Институциональные проблемы переходного периода в России
- 7.1.Влияние институционального наследия командно-административной системы на рыночные преобразования
- 7.2. Сценарии перехода от командной к рыночной системе институтов
- 7.2.1. Неоклассический вариант
- 7.3. Особенности импорта институтов в России
- 7.4.Роль государство в проведении институциональных реформ
- Тема 8. Формирование основных экономических институтов в переходной России
- 8.1.Преобразования в сфере собственности
- 7.2. Структурные реформы
- 7.3. Инвестиционные процессы
- 7.4. Финансовые институты
- 7.5. Роль неформальных институтов в российской экономике
- Тема 8. Барьерный характер государственного регулирования в переходной экономике
- 8.1.Институциональные причины «барьерного» характера
- Российской экономики
- 8.2.Барьеры и трансакционные издержки
- 8.3. Методы борьбы с административными барьерами
- 8.4. Дебюрократизация экономики