7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
Со второй половины XIX в. гигантские корпорации, каждая из которых стремилась установить свою монополию в соответствующей отрасли, постепенно стали определять общую ситуацию в экономике. В результате рынки оказались поделенными между несколькими крупнейшими корпорациями, которые могли заключить взаимовыгодные соглашения относительно условий и параметров такого дележа. Такую ситуацию в отличие от монополии, где единолично господствует одна-единственная корпорация, называют олигополией, которая состоит из нескольких корпораций. Примером олигополии, при которой продукт является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в США доминируют "А1соа", "Reynolds" и "Кrаiser". Автомобили, сигареты и пиво являются примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры – олигополистические. Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Господствует на рынке "Коdак". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.
Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно.
Олигополистические рынки обладают следующими чертами:
1. Всего несколько фирм снабжают весь рынок. Продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным.
2. Некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями, следовательно, способны влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке.
3. Фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость. Продавцы всегда считаются с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж, размер рекламных расходов.
4. Для олигополии характерны высокие барьеры для вхождения в отрасль, связанные прежде всего с экономией на масштабе производства (эффект масштаба).
Стремление олигополистов к кооперативному поведению ведет к образованию картелей. Члены картеля действуют совместно и согласуют решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В Соединенных Штатах Америки картели запрещены законом. Фирмы, обвиняемые в сговоре для совместного установления цены и контроля над объемами выпуска продукции, подвергаются штрафам.
Существует много известных международных картелей. Возможно, что самый известный – это картель организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Основная проблема, с которой сталкивается картель, это проблема согласования решений между фирмами-членами и установления системы ограничений (квот) для этих фирм.
Образование картеля требует выработки совместной стратегии (по поводу цен, объема производства ), установление квот для каждого его участника и создание механизма контроля за выполнением принятых решений. В настоящее время явные соглашения картельного типа встречаются редко. Гораздо чаще можно наблюдать неявные соглашения, тайный сговор. Такие соглашения преследуются законом. Если между участниками сговора достигнута твердая договоренность, то олигополия превращается в чистую монополию.
Однако тайный сговор не может быть прочным длительное время. Высокий уровень прибыли и монопольная цена привлекают в эту отрасль новых производителей, что обостряет конкуренцию. Чем больше участников рынка, тем труднее им договориться между собой. Фактором, препятствующим тайному сговору, становится также антимонопольная политика государства.
Выявились две различные точки зрения на экономические последствия олигополии. Традиционная точка зрения утверждает, что итоги деятельности по цене и объему производства при олигополии похожи на аналогичные результаты в условиях чистой монополии. Точка зрения Шумпетера – Гэлбрейта состоит в том, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу и поэтому имеет результатом лучшую продукцию, более низкие цены и большие уровни выпуска и занятости, чем в случае, если бы организация отрасли носила более конкурентный характер.
Российская экономика страдает от двух крайностей: структурного монополизма при отраслевой системе управления и примитивного развития рынка. Ядро рыночной системы, которым в современных условиях является конкурентная олигополия, отсутствует.
В создании конкурентной среды особую роль может сыграть развитие структуры рынка, включающей конкуренцию крупных компаний (конкурентную олигополию), но не препятствующей деятельности малых фирм. В развитых странах мира уже достаточно четко выражена олигопольная структура рынка, играющая определенную роль в большинстве основных отраслей.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9