logo search
BOOK1

Рынки несовершенной конкуренции

В условиях несовершенной конкуренции не выполняется ни одно из условий совершенной конкуренции и складывается такой тип рыночных отношений, при котором хозяйствующий субъект, обладая экономической властью, имеет возможность навязать контрагентам выгодные для себя действия, влиять на цены и другие условия коммерческих сделок. В рамках несовершенной конкуренции выделяют следующие модели: монополистическая конкуренция, олигополия; чистая монополия.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой множество фирм выпускающих однотипный, но дифференцированный продукт (например, одежду, зубную пасту, духи, обувь), конкурируют между собой. При этом каждая фирма самостоятельно определяет свою политику (устанавливает цену), не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Однако относительно небольшой объем продаж отдельной фирмой, множество товаров-заменителей ограничивают контроль над ценами, а большое число продавцов практически исключает возможность сговора.

Основные методы конкуренции на рынках монополистической конкуренции — это неценовые методы: дифференциация продукта, качество товара, товарные знаки, реклама, послепродажное обслуживание.

Вход на рынок монополистической конкуренции относительно свободен, так как эффект масштаба не имеет большого значения, а первоначальный капитал, требующийся для открытия фирмы, относительно невелик. Таким образом, монополистическая конкуренция утверждается там, где эффективными могут быть и небольшие предприятия и особенно там, где много возможностей изменения товара.

В условиях монополистической конкуренции издержки производства выше, чем в условиях совершенной конкуренции, однако широкий выбор марок, видов, стилей, а также разное качество продукции позволяют лучше удовлетворять разнообразные потребности покупателей, компенсируя тем самым потери общества от более высоких издержек производства.

Монополистическая конкуренция, являясь моделью несовершенной конкуренции, имеет ряд негативных сторон. Дифференциация товара часто усложняет процесс его выбора, ориентация фирмы на внешний эффект часто сопровождается лишь имитацией улучшения потребительских свойств товаров.

Олигополия — это рыночная структура, в которой доминируют несколько крупных фирм и некоторое количество мелких. До двадцати девяти предприятий в отрасли еще является олигополией (разряженной олигополией).

Выделяют следующие виды олигополии: однородные олигополии, производящие однородный продукт (цемент, минеральные удобрения, продукция сталелитейной промышленности) и олигополии, производящие дифференцированную продукцию (автомобили, электробытовые приборы, сигареты).

Фирмы, функционирующие на олигополистическом рынке, получают высокие прибыли, поскольку, как и в случае чистой монополии, вхождение в отрасль для фирм-аутсайдеров затруднено. Барьеры для вступления в отрасль новичков такие же, как и в условиях чистой монополии: эффект масштаба, владение патентами и лицензиями, контроль над источниками сырья, а также финансовый барьер, связанный с огромными расходами на рекламу.

В условиях олигополии используется как ценовая, так и неценовая конкуренция. Однако неценовые методы соперничества являются более эффективными.

Характерной особенностью олигополистического рынка является взаимозависимость фирм. Рыночное поведение каждого отдельного продавца оказывает влияние на продажи его конкурентов, вызывая соответствующую реакцию последних. Любой из олигополистов вынужден учитывать эту зависимость. Фактор взаимозависимости выступает стимулом к слиянию, сговору, что снижает или устраняет конкуренцию.

Итак, основными признаками олигополии являются:

В условиях олигополии механизму ценообразования присущи две взаимосвязанные черты: жесткость цен, они изменяются реже, чем в других рыночных структурах; согласованность действий всех фирм в области ценообразования. Ценовая политика в олигополии проводится с помощью методов: ценовая конкуренция, тайный сговор о цене, ценовая накидка и др.

Ценовая конкуренция характеризуется стремлением олигополии открыто навязать всем участникам отраслевого рынка свои представления о справедливой цене. Делая ставку на обострение ценовой конкуренции, олигополия, как правило, снижает цену.

Тайный сговор. С целью снижения коммерческого риска, создания условий для получения сверхприбыли и иллюзии свободной конкуренции, олигополии отдельной отрасли идут на достижение соглашения о совместном контроле над ценой товара. Сговоры по цене обычно преследуются со стороны государства.

Ценовая накидка. В ходе исследования определяются средние издержки производства приемлемые для всей отрасли. Рассчитывается допустимая норма прибыли (доводится до сведения общественности) и определяется верхний лимит рыночной цены, соблюдать который рекомендуется всем участникам рынка.

В современных условиях олигополия является распространенной формой несовершенной конкуренции. К ее преимуществам можно отнести активность действий на внешнем рынке, возможность реализации сложных технических проектов благодаря значительным финансовым возможностям. Негативные последствия – задержка научно-технического прогресса, до момента полной окупаемости используемого варианта развития олигополии.

Чистая монополия связана с доминирующим положением одного производителя, возможностью контроля им рынка конкретного товара, что позволяет устанавливать монопольные цены и получать монопольную прибыль.

Характерные черты чистой монополии:

В зависимости от причин и путей монополизации рынка различают несколько типов чистой монополии.

Искусственная монополия — монополия, возникающая в результате специальных организационных мер. В ходе конкурентной борьбы мелкие предприятия, как правило, проигрывают, разоряются, уходят с рынка, в результате происходит концентрация производства и сбыта на крупных предприятиях. Жесткий, разрушительный характер конкуренции между крупными предприятиями толкает их к объединению, слиянию, заключению соглашений, определяющих объемы выпуска продукции, рынки сбыта, цены и как следствие, нарушающих нормальное функционирование рыночных механизмов.

Естественная монополия возникает под воздействием объективных экономических, природных, технических факторов. Например, технологические особенности ряда производств (водо-, газо-, электроснабжение, телефонная связь и т.п.) позволяют воспользоваться положительным эффектом масштаба и получить минимальные издержки, если отрасль будет представлена одним предприятием, которое и будет обслуживать весь рынок. Естественная монополия возникает там, где по мере увеличения объема производства происходит существенное снижение издержек производства и при этом товары, производимые естественной монополией, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Таблица 1.

Классификация рыночных структур и их основные признаки

Количество фирм

Тип продукта

Условия вступления в отрасль

Контроль над ценой

Совершенная конкуренция

Много

Однородный

Никаких затруднений

Отсутствует

Монополистичес

кая конкуренция

Достаточно много

Дифференцированный

Сравнительно легкие

Незначительный

Олигополия

Несколько крупных

Однородный или дифференцированный

Существенные препятствия

Ограничен взаимной зависимостью

Монополия

Одна крупная

Уникальный, нет близких заменителей

Очень трудный

Полный