Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
Крупное капиталистическое производство потребовало новых путей рационализации управления. Тейлоризм перестал удовлетворять требованиям современного капитализма. Президент "Дженерал Форд корпорейшн" отмечал: "Каждый человек имеет тело, ум и душу. Каждая из этих частей, особенно душа, должна быть использована для достижения максимальной производительности труда".
Воплотить это высказывание в жизнь стремились представители и другого направления теории управления, так называемой школы человеческих отношений. Существовавшие в начале XX в. скудные знания в области психологии были вовсе не связаны с проблемами трудовой деятельности. Хотя авторы школы научного менеджмента и классической школы признавали значение человеческого фактора они ограничивались такими вопросами, как заработная плата, материальная заинтересованность и установление формальных функциональных отношений. Однако основным элементом эффективности организации является человеческий фактор, что полностью не было осознано создателями теории научного менеджмента и классической школы. Школа человеческих отношений во главу своего учения ставит человеческий фактор. Основателями этой школы были Мэри Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Определение менеджмента как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц впервые было дано М. Фоллетт.
Проводя экспериментальные исследования по производительности труда с группами рабочих на заводах фирмы "Вестерн электрик в г. Хоторне, Мэйо установил, что всесторонне разработанные рабочие операции и высокая заработная плата не всегда приводили к повышению производительности труда. Коллеги группе иногда оказывали на работников более весомое влияние, чем требования руководителя и материальный интерес. Абрахам Маслоу и другие психологи считали, что мотивами поступков людей являются, главным образом, не экономические интересы, а различит потребности, которые лишь частично и косвенно могут быть удовлетворены с помощью денег.
Представителями школы человеческих отношений большое внимание уделяется вопросам совершенствования труда в самой системе управления. Они призвали отказаться от принципа координации посредством иерархии", который рекомендовали представители классической школы, так как, по их мнению, направление линии власти только сверху вниз не может быть эффективным. В связи с этим они выдвинули метод "координации посредством комиссии , который предполагает изучение отношений по горизонтали. У представителей школы человеческих отношений сложился свой взгляд и на делегирование ответственности.
Представитель школы человеческих отношений Д. Макгрегор выдвинул два подхода к организации управления: первый основан на применении принуждения и поощрения ("кнута и пряника"), второй — на создании условий стимулирования у работников инициативы, изобретательности и самостоятельности в достижении целей организации.
По мнению Макгрегора, по мере перехода от принуждения к поощрению инициативы структура организации должна претерпевать изменения в сторону уменьшения жесткости иерархии.
В 50-е годы нашего столетия активно начали развиваться такие науки, как психология и социология. Одновременно совершенствовались и методы исследования поведения человека в производственном коллективе. Этими исследованиями в США занимались такие крупные исследователи, как Крис Арджирис, Ренсис Лайкерт, Дуглас Макгрегор, Фредерик Герцберг. Объектами этих и других исследователей были различные аспекты социального взаимодействия, мотивации к труду, характера власти и авторитета, организационной структуры, линии связи в организациях, лидерства, изменение содержание работы и качества трудовой жизни.
Если школа человеческих отношений сосредоточивала свое внимание главным образом на методах налаживания межличностных отношений, то новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Методы изучения работника основывались на применении науки о поведении к построению и управлению организациями. Главной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности предприятия (организации) за счет повышения эффективности человеческого фактора (человеческих ресурсов).
Популярность поведенческого подхода настолько возросла, что им в 60-е годы были почти полностью охвачены все области управления. Представители этой школы пропагандировали свой подход как единственный наилучший путь решения управленческих проблем. Главным в теории поведенческих наук было утверждение того, что правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и предприятия (организации) в целом. Однако дальнейшие исследования показали, что не все методы школы поведенческих наук носят универсальный характер. Такие приемы, как изменения содержания работы и привлечение работника к управлению предприятием, оказываются эффективными только для некоторых работников и только в некоторых ситуациях.
Итак, несмотря на то, что поведенческое направление в управлении во многих случаях дает положительные результаты, все же его применение требует глубокого изучения конкретной производственной ситуации и людей.
- Понятие и сущность менеджмента (сходства и различия понятий «менеджмент» и «управление», основные функции менеджмента и их взаимосвязь).
- Уровни управления. Роли, задачи и компетенции менеджеров на различных уровнях управления.
- Классическое направление менеджмента: школа научного менеджмента, административная школа (авторы, годы становления, основные положения).
- Гуманитарное направление менеджмента: школа человеческих отношений, школа наук о поведении (авторы, годы становления, основные положения).
- Системный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Ситуационный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Процессный подход к менеджменту (основные положения и практическое значение).
- Национальные особенности менеджмента (особенности японского и американского менеджмента, специфика российского менеджмента).
- Понятие управленческого решения. Классификация управленческих решений по способам разработки.
- Сущность и виды планирования деятельности организации. Требования, предъявляемые к целям организации.
- Базовые типы организационных структур управления и их особенности.
- Понятие мотивации. Основные положения теории иерархии потребностей Абрахама Маслоу
- Понятие мотивации. Основные положения теории справедливости Дж. Стейси Адамса и ее практическая значимость.
- Сущность и виды управленческого контроля. Принципы эффективного контроля.
- Власть и ее формы. Понятие баланса власти в организации.
- Лидерство. Основные положения теории черт и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «х и y» Дугласа Мак Грегора и ее практическая значимость.
- Лидерство. Основные положения теории «управленческой решетки» и ее практическая значимость.
- Типы субъектов предпринимательского бизнеса.
- Конкуренция и ее виды. Конкурентоспособность организации, факторы ее определяющие
- Основные организационно-правовые формы предпринимательского бизнеса
- Конкурентные действия субъектов предпринимательского бизнеса: сущность, виды.
- Предпринимательская фирма: назначение и сфера деятельности. Классификация фирм.
- Монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция
- Государственный и частно - государственный бизнес
- Рыночная экономика. Сущность, инфраструктура, субъекты
- Законы спроса и предложения
- Структура национальной экономики. Теневая экономика
- Государственный бюджет: его дефицит и профицит
- Макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, национальное богатство.
- Сущность, цели, основные принципы и функции маркетинга
- Маркетинговые исследования. Сегментация. Выбор целевого рынка.
- Основные маркетинговые стратегии
- Организация деятельности маркетинговой службы
- Законы организации, их характеристика (синергии, наименьших, самосохранения и др.)
- Типы организаций, их характеристика
- Жизненные циклы организации
- Организационная культура
- Понятие миссии и целей организации
- Общие черты и отличия стратегического и оперативного управления.
- Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе, предложенные Майклом Портером
- Классификация корпоративных стратегий и их место в системе стратегического управления
- Преимущества и недостатки способов вхождения в новый бизнес
- Роль контроля в реализации стратегии. Типы систем контроля.
- Взаимосвязь hr-менеджмента с другими направлениями управления в организации.
- Основные национальные школы hr-менеджмента (сша, Япония, Западная Европа).
- Человеческий капитал организации: понятие, критерии оценки, пути развития.
- Инвестирование в человеческий капитал организации.
- Рынок труда: понятие, макроэкономические функции, сегментация, инфраструктура.
- Централизованное и децентрализованное регулирование рынка труда: цели, инструменты.
- Имидж организации работодателя на рынке труда: критерии, условия обеспечения.
- Сущность, цели, основные принципы и функции public relations. Pr в системе менеджмента.
- Организация pr-деятельности в организации. Основные этапы pr-деятельности.
- Основные методы и средства pr. Отношения со средствами массовой информации.
- Вопросы по специализации
- Корпорация: определение, особенности формирования и развития в России.
- Виды корпораций. Особенности корпораций в сравнении с другими формами организации предпринимательской деятельности.
- Основные направления государственного регулирования корпоративной деятельности.
- Место и роль банков в финансово-промышленных группах.
- 5. Формы объединения промышленного и банковского капитала в России.
- 6. Предпринимательские и некоммерческие корпорации.
- 7. Принципы управления корпорацией: централизация, децентрализация, координация, использование человеческого потенциала, эффективного использования сопутствующих видов деятельности.
- 8. Баланс интересов: топ-менеджмент, акционеры, инвесторы.
- 9. Функции корпоративного управления.
- 10. Система органов управления корпорации, их состав, принцип деятельности, компетенция и взаимосвязь.
- 11. Принятие управленческих решений в корпорации: создание системы оперативного управления, анализ альтернатив управленческого решения.
- Слияния и поглощения. Классификация основных типов слияний и поглощений компаний: горизонтальные, вертикальные, конгломератные.
- Реорганизация бизнеса: цели и формы: слияния, присоединения, разделения, выделения преобразования.
- 14. Этапы реструктуризации компаний: общая характеристика, цель каждого этапа.
- 17. Оценка собственного потенциала компании как этап реструктуризации компании: мероприятия, методы.
- 21. Участники bpr-проекта.
- 24. Abc методология: возникновение и использование при реализации bpr-проекта.
- 27. Конкурентное преимущество как цель стратегического маркетинга. Анализ конкурентноспособности товара и фирмы. Потребительское качество.
- II. Примеры теоретических вопросов на понимание терминологии, основных понятий и принципов предметной области специальности
- 1. В чем отличие стратегии от миссии? Могут ли они совпадать?
- 2. В чем разница стратегического и оперативного управления?
- Прокомментируйте утверждение: «Основной принцип pr деятельности – это осуществление коммуникаций до получения результата». Аргументируйте ответ.
- 4. Рассмотрите возможности и угрозы, которые могут возникнуть перед российскими предприятиями различных отраслей.
- 5. Чем отличается слияние компании от присоединения одной компании к другой?
- В чем проявляется влияние государства на систему корпоративных норм и корпоративных ценностей?
- III. Пример задания на понимание понятий и принципов их взаимосвязей в предметной области специальности
- 1. Раскройте противоречие интересов топ-менеджмента, акционеров и инвесторов корпорации.
- 2. Опишите риски внешней и внутренней среды, являющиеся специфическими именно для корпорации.
- 3. Охарактеризуйте известные методы корпоративного управления.
- 4. Опишите влияние внутренней среды организации на принимаемые в организации стратегические решения.
- 5. Раскройте взаимосвязь организационной культуры и реализации стратегии организации.
- IV. Пример задания на применение полученных знаний, умений и навыков для решения профессиональных задач
- В чем вы видите основную причину эффективной деятельности корпорации?
- Какие эффективные методы используют американские фирмы в своей деятельности?