logo search
эк отрасли / Uchebnoe_posobie_2003g

8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики

В настоящее время институты РАН, отраслевые научно-исследовательские институты обладают техническими разработками и технологиями, которые в перспективе будут определять не только конкурентоспособность отдельных отраслей промышленности, но и основные направления развития мировой цивилизации.

В области информатизации к конкурентоспособным технологиям можно отнести, прежде всего, выпуск принципиально нового носителя информации – трехмерной оптико-электронной памяти. Кроме того, в этой отрасли перспективными являются: технологии создания элементной базы электроники, механотроники, компьютеров 5-6 поколения; лазерные технологии; голография; малые коммуникационные специализированные спутники; длинноволновые каналы связи; системы глобального мониторинга окружающей среды и другие.

В области энергетики важное значение приобретают разработки ядерных энергетических установок с предельно высокой естественной безопасностью; энергетических установок с комбинированными нетрадиционными энергоносителями; установок с использованием энергоаккумулирующих веществ, жидких и газообразных водородных средств.

В области добычи и глубокой переработки полезных ископаемых важное значение будут иметь технологии интенсификации нефтедобычи и отдачи путем применения вибрационных процессов, а также технологии слабой динамичности при добыче алмазов; мембранные технологии разделения химических веществ; надводные и подводные буровые установки в ледовых условиях; ядерные транспортные подводные лодки; высокотемпературный и сверхвысокочастотный синтез энергоносителей.

В области биотехнологии к перспективным разработкам следует отнести методы управления наследственностью; способы управляемой очистки опасных технологических процессов; создание экологически чистых средств медикаментозного лечения.

В области новых материалов и химических веществ перспективными являются материалы, применяемые в космических и ядерных технологиях; материалы для уникальных дорогостоящих объектов с ресурсами работы до 60-80 лет; материалы для работы в суровых климатических условиях; металлизированные ткани; сверхтонкие нити; материалы с памятью формы.

В области транспорта к конкурентоспособным разработкам можно отнести транспортные средства с магнитными подвесками, на основе использования экранопланов и амфибийных принципов, с горизонтальным и вертикальным взлетом, с высокой и сверхвысокой экологической чистотой, с комбинированными двигателями; пневмоходы; глиссеры; аэростатические транспортные средства.

Приоритетное развитие этих отраслей поможет России занять достойное место в международном разделении труда и значительно повысить конкурентоспособность страны, как в целом на мировой арене, так и на отдельных товарных рынках.

Оживление инвестиционного процесса, создающего основу для устойчивого роста отечественного производства, может начаться с отраслей, ориентированных на конечный потребительский спрос, в первую очередь с пищевой и легкой промышленности, т. е. именно с тех отраслей, которые испытывают наибольший спад производства. Особое значение легкой и пищевой промышленности для стимулирования инвестиционной активности обусловлено следующим. Во-первых, эти отрасли имеют сильную "межотраслевую сцепку", в результате чего инвестиции в их развитие создают наибольший кумулятивный эффект, стимулируя спрос на продукцию смежных отраслей и формируя в них собственный инвестиционный потенциал. Во-вторых, благодаря наиболее низкой капиталоемкости и наименьшим срокам окупаемости капитальных вложений. В-третьих, для продукции этих отраслей характерен массовый и устойчивый спрос на внутреннем рынке. В-четвертых, большинство видов продукции легкой промышленности, в отличие от сложной бытовой техники, вполне конкурентоспособны не только на внутреннем рынке, но и на многих зарубежных рынках.

Это направление структурной государственной политики может быть реализовано с относительно меньшей нагрузкой на федеральный бюджет. Для этого требуются не столько прямые государственные инвестиции, сколько организационно-правовые меры, позволяющие открыть этот сектор для кредитных ресурсов и частных инвестиций. Эти инвестиции необходимо поддержать налоговыми и иными льготами, причем таким образом, чтобы формирующийся инвестиционный спрос ориентировался в первую очередь на отечественных производителей технологического оборудования. Необходима также разумная государственная политика протекционизма в отношении названной группы отраслей. В высокотехнологичных отраслях обрабатывающего сектора названные направления государственной инвестиционной политики должны иметь приоритетный характер (на уровне отдельных производств и даже конкретных предприятий). Выявление таких приоритетов и их целевая поддержка остаются важнейшими задачами государства.

Для реализации модели, базирующейся на использовании конкурентных возможностей России, требуется проведение активной научно-технической политики государства. Ее важнейшие составляющие:

– обоснованный выбор системы макроэкономических приоритетов, позволяющих сформировать государственные рыночные заказы в науке;

– становление и функционирование инновационной системы, в которой наука составляет ведущее звено (укрепление институтов интеллектуальной собственности, развитие рынка технологий, маркетинга);

– преодоление взаимной изоляции академического, вузовского и отраслевого секторов науки, что позволит приблизить процесс обучения к передовым научным исследованиям, привлечь талантливую молодежь, включать ее в инновационный процесс;

– изменение принципов финансирования и налоговой политики;

– сохранение и развитие научно-технического потенциала регионов.

Научно-техническая и инновационная политика предполагает реформирование структуры научно-технического комплекса и, в первую очередь, сети государственных научных центров, ада­птацию отраслевой науки к требованиям рынка, ликвидацию организаций, утративших научный потенциал; разработку и осуществление комплекса мер, направленных на поддержку уникальных научно-исследовательских и экспериментальных установок национальной значимости. Предполагается выработать государственную политику в области международного научно-технического сотрудничества в полном соответствии с национальными интересами и реальной ситуации в мире. Это предполагает также содействие развитию малого инновационного предпринимательства; создание условий для успешного функционирования ма­лых высокотехнологических организаций и предприятий, оказание им государственной поддерж­ки на начальном этапе деятельности; гармонизацию норм, стандартов и систем сертификации продукции с мировыми аналогами.