logo search
УМК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 13

3. Содержание, роль и функции системы национального счетоводства

Национальное счетоводство - это, с одной стороны, система националь­ных счетов (СНС), с другой - один из важнейших инструментов государ­ственного регулирования макроэкономических процессов.

Система национальных счетов основана на бухгалтерском принципе двойной записи и представляет собой совокупность балансовых таблиц, отражающих в агрегированном виде движение товаров и доходов между основными участниками общественного производства, процесс накопле­ния в масштабах государства и уровень национального богатства.

В 1947 г. статис­тическое бюро ООН опубликовало доклад «Измерение национального дохода и организация национального счетоводства». В 1953 г. группа спе­циалистов под руководством Р.Стоуна разработала Систему национально­го счетоводства, учитывающую опыт в области составления национальных счетов в развитых странах. Эта система неоднократно пересматривалась. Так, в 1968 г. она была дополнена таблицами затрат и выпуска, финансо­выми счетами; значительное место стали занимать счета институциональ­ных секторов; стали различаться рыночное и нерыночное производство и т.д. Последующее совершенствование методики СНС позволило создать современную Систему национального счетоводства Объединенных На­ций. В ней принципиально новыми методами можно считать разбивку производства по отраслям народного хозяйства и прочим производите­лям, включение в СНС межотраслевого баланса, более подробный учет финансовой сферы с выделением финансовых активов, также введение балансов имущества.

Страны с централизованным планированием до недавне­го времени использовали собственную систему национальных счетов - систему балансов национальной экономики, более известную под назва­нием Система баланса народного хозяйства (СБНХ). И при переходе к рыночной экономике для них встала проблема - отказаться от СБНХ или присоединиться к СНС. Некоторые считали, что СБНХ могла бы быть более удобной в развивающихся странах, чем СНС. Другие высказывались за создание суперсистемы, где бы сочетались обе концепции: и СБНХ, и СНС.

Большинство стран Европы отказалось от СБНХ и присоединилось к СНС. Правда, сегодня состояние национальных счетов находится в начальной стадии во многих странах.

Основная трудность в выборе применения СБНХ или СНС связана с определением институциональной единицы и ее классифицированием в институциональном секторе (отрасли). Так, банковская система, куда входит и центральный банк, существует в условиях, регулируемых государством. Сектор нефинансовых институтов был бы в самом начале полупустым, а сектор государственных учреждений был бы заполнен. Локальные единицы в централизованной системе не отвечают условиям, поставлен­ным СНС, чтобы их рассматривать как институционные отдельные еди­ницы, они должны классифицироваться как центральные учреждения. Имеются и другие трудности.

Роль национального счетоводства в экономической жизни общества огромна. Объясняется это тем, что, являясь, на первый взгляд, чисто описательным инструментом, национальное счетоводство позволяет не только познать, но и прогнозировать различные комбинации эконо­мических агентов, функций и операций, определяющих экономические равенства (сбалансировать) в общественном хозяйстве.

Эта роль национального счетоводства обусловлена функциями, кото­рые призвана выполнять данная категория. Выделяют сле­дующие функции СНС:

1.    экономической политики;

2.    экономического прогнозирования;

3.    оценки уровня жизни различных групп населения и сравнения его с уровнем жизни других стран;

4.    связи экономической теории с практикой.

Первые две функции - основные, так как описываемая в националь­ных счетах экономическая деятельность позволяет облегчить эконо­мические действия государства в настоящем и будущем. Определение налоговых поступлений и государственных расходов содействует разра­ботке мероприятий экономической политики, тогда как межотраслевые и межсекторные сравнения материальных затрат на производство продук­ции облегчают экономическое прогнозирование. Причем разработка пра­вительственных мер должна выполняться не с точки зрения воздействия этих мер на экономику.

Вторые две функции - более конкретные. Последняя из них позволя­ет испытать некоторые гипотезы и теоретические концепции на реальном развитии, отраженном в счетах за определенный период времени.

Таким образом, национальное счетоводство является одновременно инструментом лучшего познания прошлого, инструментом эконо­мической политики и инструментом планирования.

С помощью национальных счетов как инструмента лучшего познания прошлого мы можем дать оценку экономических структур, эконо­мической эффективности и отдельных концепций экономической теории

Национальное счетоводство является количественным описанием и обобщением фактов, характеризующих финансово-экономическое со­стояние национальной экономики. Оно имеет две формы:

          Ретроспективное национальное счетоводство, которое позволяет подвести итоги ситуаций прошлого. В этом случае оно выступает в ас­пектах учета запасов (позволяющих определить в масштабе нацио­нальной экономики национальный капитал или национальное богат­ство) и учета потоков, устанавливаемых между основными отраслями национальной экономики, каждая из которых имеет свои отдельные счета (что позволяет определить национальный продукт и националь­ный доход).

Потоком называется движение суммы объектов, определяемое однород­ным комплексом решений, из отрасли в отрасль национальной экономи­ки.

          Национальное счетоводство в форме прогнозов или исследований на основе данных за один или несколько периодов в соответствии с различными гипотезами развития составляющих экономической дея­тельности. Этот вид прогнозов именуется экономическим бюджетом государства.

Разработка стандартов по национальному счетоводству сыграла поло­жительную роль в создании и совершенствовании статистики сводных расчетов в отдельных странах и в обеспечении международной сопоста­вимости по широкому кругу макроэкономических показателей.

Национальные счета - это вид балансовых построений, представляющих собой систему взаимосвязанных показателей, которые характеризуют производство, распределение, перераспределение и использование про­дукта и национального дохода.

Национальные счета с точки зрения формализованной системы пред­ставляют определенный способ упорядочения информации об эконо­мических операциях - элементарных актах хозяйственной деятельности и одном из базовых понятий в системе показателей.

Основу национальных счетов для экономики в целом составляют шесть счетов: счет благ, услуг и производства, счет дохода и потребления, счет накопления, счет создания стоимости вне производства (переоценки), открывающий и закрывающий балансы.

Между основными показателями сводных национальных счетов имеет место связь в виде равенства. Так, чистый отечественный продукт по це­нам производителя плюс чистые факторные доходы из-за рубежа равны чистому национальному продукту по ценам производителя, равны также национальному доходу. Или еще один пример: чистый отечественный продукт по ценам производителя плюс амортизация плюс косвенные на­логи минус субсидии равны валовому отечественному продукту по ры­ночным ценам; а валовой отечественный продукт по рыночным ценам равен расходам на чистое потребление домашних хозяйств и частных не­коммерческих организаций плюс расходы на государственное потребле­ние плюс валовое отечественное капиталообразование плюс чистый экспорт. Национальный доход равен заработной плате рабочих и служащих плюс доходы ферме­ров, ремесленников, мелких торговцев, лиц свободных профессий плюс доходы от собственности плюс прибыль корпораций и другие виды дохо­дов.