logo
УМК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 13

Тема 5. Основы теории спроса и предложения.

План лекции:

1.    Закон спроса, кривая спроса. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов.

2.    Закон предложения, кривая предложения. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов.

3.    Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

4.    Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения.

5.    Основы теории потребительского поведения.

1.    Закон спроса, кривая спроса. Изменение спроса под воздействием неценовых факторов.

Если мы рассмотрим ситуацию, складывающуюся на рынке какого-нибудь товара, то легко заметим, что между ценой товара и количеством проданного (реализованного) товара существует определенная связь. Чем ниже цена товара, тем большее его количество (при прочих равных условиях) готовы купить покупатели, тем выше на него спрос. Например, при цене в 60 тенге покупатели готовы купить лишь одну единицу блага Х, при цене в 30 тенге - три единицы, при цене в 20 тенге - четыре единицы и т.д. Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса (law of demand). Эта зависимость количества проданных благ от уровня цен может быть изображена графически. Кривая спроса (demand curve) – кривая показывающая, какое количество экономического блага готовы приобрести покупатели по разным ценам в данный момент времени. В экономической теории принято откладывать независимую переменную (цену) по вертикальной, а зависимую (спрос) - по горизонтальной оси (см. схему № 1).

Изображенная кривая характеризует состояние цен и объема покупок продукции Х в определенный момент времени (например, на 1 января 2002 г.). Она имеет отрицательный наклон, что свидетельствует о желании потребителей купить большее количество благ при меньшей цене. В общем виде:

QD = f (P),

где Q — величина спроса (demand);

Р— цена (price).

Кроме цены на спрос влияют и другие факторы. Рассмотрим это влияние подробнее.

Функция спроса (demand function) - функция, определяющая спрос в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим из них является цена на единицу блага в данный момент. Мы уже выяснили, что чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. Изменение цены означает движение по кривой спроса (см. схема № 2).

На спрос влияет не только цена самого товара, но и иные факторы: 1) увеличение (или сокращение) доходов потребителя, 2) изменение вкусов и предпочтений, 3) ценовые и дефицитные ожидания, 4) колебание расходов на рекламу, 5) изменение цен товаров-субститутов (заменителей) и комплементарных (дополняющих) товаров, 6) рост (или уменьшение) количества покупателей и др.

Спрос является функцией всех этих факторов:

QD = f (Р, I, Z, W, Psub, Pcom, N, В),

где QD - спрос;

Р - цена;

I - доход;

Z - вкусы;

W - ожидания (waiting);

Psub - цена на товары-субституты;

Pcom - цена на комплементарные товары;

N - количество покупателей;

В - прочие факторы.

Эти факторы способствуют сдвигу кривой спроса вправо или влево (см. схема № 3).