4. Основы теории потребительского поведения
Перед каждым потребителем стоят три вопроса: 1.Что купить? 2. Сколько стоит? 3. Хватит ли денег, чтобы осуществить покупку?
Чтобы ответить на первый вопрос, надо выяснить полезность вещи для потребителя, чтобы ответить на второй - исследовать цену, чтобы решить третий вопрос - определить доход потребителя. Эти три проблемы - полезность, цена и доход - и составляют содержание теории поведения потребителя. Попытаемся определить их взаимосвязь.
Полезность блага (utility of good) - это способность экономического блага удовлетворять одну или несколько человеческих потребностей. В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. При этом предполагается, что вкусы потребителей постоянны, а функция потребления непрерывна и, следовательно, дифференцируема в каждой точке.
Это означает, что любому бесконечно малому увеличению количества блага Q соответствует прирост общей полезности (total utility) - TU (см. схема № 8 (а)). Хотя общая полезность с увеличением количества благ постепенно возрастает, предельная полезность (marginal
utility) - MU - каждой дополнительной единицы блага неуклонно уменьшается (см. схема № 8 (b)).
Максимум удовлетворения общей полезности достигается в точке А, когда предельная полезность становится равной нулю. Это и означает, что благо полностью удовлетворяет потребность.
Если дальнейшее потребление приносит вред (предельная полезность блага отрицательна), то общая полезность снижается (см. отрезок АВ на обоих графиках). Чем большим количеством мы обладаем, тем меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Таким образом, цена благ определяется не общей, а предельной его полезностью для потребителя. Поскольку предельная полезность экономического блага для потребителя снижается, то производитель может продать дополнительное количество своей продукции лишь в том случае, если снизит цену. Закон уменьшения предельной полезности лежит в основе определения спроса.
Функция полезности - функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества:
где MU - предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага.
Потребительский выбор (consumer choice) – это выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода).
Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется таким образом, что каждый последний тенге, затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать ряд выводов.
Действительно, если
Следовательно, соотношение между предельными полезностями MU любых n благ равно соотношению их цен, то есть
MU1 : MU2 : …: MUn = P1 : P2 : … : Pn
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
где l – предельная полезность денег.
Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
MU1 =P1 l.
Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (MB) и дополнительных затрат (МС), но и равенство между ними: MB = МС.
Кривая безразличия (indifference curve) показывает различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Допустим, что благо Х является пепси-колой, а благо Y - гамбургером. Допустим, что потребителю все равно, съесть ли 3 гамбургера, запив их одной бутылкой пепси-колы (точка R1'), или съесть один гамбургер, запив его тремя бутылками пепси-колы (точка R2') (см. схема № 9).
Кривая безразличия представляет все множество комбинаций пепси-колы и гамбургеров, имеющих одинаковую, с точки зрения потребителя, полезность. Чем правее и выше расположена кривая безразличия, тем большее удовлетворение приносят представленные ею комбинации двух благ. Множество кривых безразличия называется картой кривых безразличия (см. схема № 10).
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон, выпуклы относительно начала координат и никогда не пересекаются друг с другом. Поэтому через любую точку можно провести лишь одну кривую безразличия. Аппарат кривых безразличия имеет важное значение в теории поведения потребителя.
Кривые безразличия позволяют выявить потребительские предпочтения. Однако при этом не учитываются два важных обстоятельства: цены товаров и доход потребителей. Кривые безразличия лишь показывают возможность замены одного блага другим. Однако они не определяют, какой именно набор товаров потребитель считает для себя наиболее выгодным. Эту информацию дает нам бюджетное ограничение (линия цен, прямая расходов - budget constraint). Оно показывает, какие потребительские наборы можно приобрести за данную сумму денег. Если I –доход потребителя, Рх - цена блага Х, Рy – цена блага Y, а Х и Y составляют соответственно купленные количества благ, то уравнение бюджетного ограничения можно записать следующим образом:
I = Px X + Py Y
или в более привычном виде:
где –Рх /Рy - угловой коэффициент прямой расходов, который измеряет наклон этой прямой к оси абсцисс.
При Х=0, Y=I/Py , то есть весь доход потребителя расходуется на благо Y. Его количество легко подсчитать, разделив доход на цену этого блага. При Y=0 , Х=I/Рх , то есть мы находим количество блага X, которое потребитель может купить по цене Рх (см. схема № 11 )
Точка касания кривой безразличия с бюджетным ограничением означает положение равновесия потребителя. На схеме № 12 показаны несколько кривых безразличия – U1, U2, U3. Кривая U1 пересекает бюджетную линию и поэтому является неоптимальным решением для потребителя.
Двигаясь вдоль бюджетного ограничения, мы можем найти такую точку D, которая принадлежит кривой безразличия U2 более высокого порядка и в которой максимизируется благосостояние потребителя при данном бюджете. Кривая U3 является кривой более высокого порядка, чем U2 , однако она выходит за пределы нашего бюджета и поэтому пока для нас недостижима.
- Университет «туран-астана»
- Рабочая учебная программа (силлабус) Характеристика учебной дисциплины
- Содержание дисциплины «Экономическая теория»
- 3) Календарно-тематический план дисциплины «Экономическая теория»
- Задания по оцениваемому мероприятию
- Темы форумов (чатов)
- Система оценки знаний студента
- Карта учебно-методической обеспеченности дисциплины
- Теоретический материал
- 2. Основные экономические понятия
- 3. Методы научного познания экономики
- Тема 2. Основы общественного производства.
- 1. Способ производства и две его стороны. Производительные силы и производственные отношения
- 2. Воспроизводство: фазы, типы, виды и результаты
- Тема 3. Отношения собственности и их роль в экономике.
- 2. Экономическое содержание собственности
- 3. Теория прав собственности
- 4. Многообразие форм собственности в рыночной экономике
- 5. Разгосударствление и приватизация в Республике Казахстан
- Тема 4. Формы общественного хозяйства.
- 2. Основные категории товарного хозяйства
- 3. Теория стоимости и теория предельной полезности
- 4. Возникновение и сущность денег. Закон денежного обращения.
- Тема 5. Основы теории спроса и предложения.
- 1. Закон предложения, кривая предложения. Изменение предложения под воздействием неценовых факторов
- 2. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
- 3. Понятие эластичности. Эластичность спроса и предложения
- 4. Основы теории потребительского поведения
- Тема 6. Основы теории индивидуального воспроизводства.
- 2. Общий, средний и предельный продукт как показатели эффективности (производительности) факторов
- 3. Закон убывающей предельной производительности
- 4. Минимизация издержек и максимизация прибыли производителя
- 5. Положение равновесия производителя
- Тема 7. Кругооборот и оборот капитала (фондов) предприятия.
- 2. Износ и воспроизводство основного капитала. Амортизация основных средств
- 3. Оборотные фонды предприятия, их состав и структура.
- 4.Инвестиции: сущность и виды.
- Тема 8. Издержки и доход предприятия (фирмы).
- 2. Постоянные, переменные и общие издержки.
- 3. Средние издержки. Предельные издержки.
- 4. Эффект масштаба. Трансакционные издержки.
- 5. Общий, средний и предельный доход фирмы.
- 2. Заработная плата как цена труда
- 3. Процент как факторный доход собственника капитала
- 4. Земельная рента – факторный доход землевладельца
- 5. Прибыль как факторный доход предпринимателя
- Тема 10. Национальная экономика как система.
- 2. Характеристика макроэкономических показателей
- 3. Содержание, роль и функции системы национального счетоводства
- Тема 11. Макроэкономическое равновесие.
- 2. Кейнсианский анализ потребления и сбережения
- 1. Кейнсианский анализ инвестиций и сбережений
- 2. Эффект мультипликатора
- 3. Производные инвестиции и акселератор. Парадокс бережливости
- 4. Макроэкономическое равновесие в модели «аd-as»
- Тема 12. Цикличность экономического развития и экономический рост.
- 2. Экономический цикл и его разновидности
- Тема 13. Безработица и инфляция как проявление экономической нестабильности.
- 2. Влияние безработицы на величину внп. Закон Оукена
- 3. Специфические формы и причины безработицы в Республике Казахстан
- 4. Инфляция, ее причины и основные разновидности в современном мире
- 5. Экономические и социальные последствия инфляции
- 6. Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 14. Основные направления экономической политики.
- 1. Денежно-кредитная политика. Монетарная политика как совокупность государственных мероприятий, регламентирующая деятельность кредитно-денежной системы.
- Роль коммерческих банков в рыночной экономике, сущность и инструменты рынка ценных бумаг.
- Сущность и инструменты рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.
- 2. Бюджетно-налоговая политика. Структура промышленного производства в рк.
- Приоритеты новой промышленной политики в Казахстане.
- Цели и инструменты аграрной политики.
- Региональная политика в Казахстане.
- Международное разделение труда и приоритеты внешнеэкономической политики рк.
- 3. Социальная политика государства.
- Причины неравенства доходов. Измерение неравенства в распределение доходов (Кривая Лоренца и коэффициент Джини).
- 2. Модели экономического роста
- Методические указания по выполнению курсовых работ
- Примерная тематика Курсовых работ.
- Приложение 2
- Астана 2013г.
- Список основной литературы:
- Список рекомендуемой литературы Список основной литературы:
- Дополнительная литература:
- 0Рганизованный вторичный рынок, на котором проводятся сделки купли-продажи ценных бумаг, представляет собой:
- A) к. Маркс;
- A) коллективная собственность и коллективное присвоение;
- A) падению спроса на чай;
- A) сертификатом;
- A) совет директоров;
- A) краткосрочном периоде;