logo
УМК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 13

4.Инвестиции: сущность и виды.

Инвестиции - это долгосрочные вложения капитала в различные сферы экономики с целью получения прибыли

Инвестиции можно классифицировать по следующим критериям:

  1. по объектам вложений:

в финансовые средства (прежде всего в ценные бумаги, а также в валюту, депозиты в банке, , кредиты займы, залоги и т.д.

Реальные инвестиции представляют собой вложения капитала в какую-либо отрасль экономики или предприятие, результатом чего является образование нового капитала или приращение наличного капитала (здания, оборудование, товароматериальные запасы и т.д.). Финансовые же — вложения капитала (государственного или частного) в акции, облигации, иные ценные бумаги. Здесь прироста реального капитала не происходит, происходит лишь покупка, передача титула собственности. Налицо, таким образом, трансфертные (т.е. передаточные операции).

  1. по срокам вложений:

В различных сферах материального производства и услуг окупаемость инвестиций весьма различается. Средним, достаточно удовлетворительным, считается срок окупаемости инвестиций, равный 5-6 годам. Но в ряде случаев, например, при разработке материалов с новыми свойствами, новых технологий и других «ноу-хау» сроки их создания составляют 10 и более лет. Вследствие, больших сроков строительства крупных гидроэлектростанций первые возвратные поступления, «возвращающие» капитальные вложения, начинаются через 5-8 лет

  1. по стратегическим целям:

 

Наблюдается тенденция отхода от участия в предпринимательской деятельности через портфельные инвестиции и переходе к прямым.

Прямые инвестиции могут обеспечивать инвестирующим корпорациям либо полное владение инвестируемой компанией, либо позволяют устанавливать над ней фактический контроль. Иногда для этого необходимо иметь не более 10% акционерного капитала.

  1. по формам собственности инвестора:

Инвестиции — это то, что «откладывают» на завтрашний день, чтобы иметь возможность больше потреблять в будущем.

 По характеру формирования инвестиций, последние делятся на индуцированные и автономные.

Индуцированные инвестиции. Инвестиции называются индуцированными, если причиной их осуществления является устойчивое уве личение спроса на блага. Когда при полной загрузке производствен ных мощностей, используемых с оптимальной интенсивностью, возрастет спрос на блага, то на первых порах дополнительную продукцию можно произвести за счет более интенсивной эксплуатации действую щего оборудования. Но если повышенный спрос сохраняется надолго, то в интересах предпринимателей увеличить производственные мощности в целях изготовления дополнительной продукции с наименьшими затратами.

Автономные инвестиции. Однако нередко предпринимателям оказывается выгодным делать инвестиции и при фиксированном национальном доходе, т.е. при заданном совокупном спросе на блага. Это, прежде всего инвестиции в новую технику и повышение качества продукции. Такие инвестиции чаще всего сами становятся причиной увеличения национального дохода, но их осуществление не является следствием роста национального дохода, и поэтому они называются автономными.

Классификация инвестиций в реальные активы. Подготовка и анализ инвестиций в реальные активы существенно зависят от того, какого рода это инвестиции, т.е. какую из стоящих перед предприятием задач необходимо решить с их помощью. С этих позиций все возможные разновидности инвестиций можно свести в следующие основные группы:

1) инвестиции в повышение эффективности. Их целью является прежде всего создание условий для снижения затрат фирмы за счет замены оборудования, обучения персонала или перемещения производственных мощностей в регионы с более выгодными условиями производства;

2) инвестиции в расширение производства. Задачей такого инвестирования является расширение возможностей выпуска товаров для ранее сформировавшихся рынков в рамках уже существующих производств;

3) инвестиции в создание новых производств. Такие инвестиции обеспечат создание совершенно новых предприятий, которые будут выпускать ранее не изготовлявшиеся предприятием товары (или оказывать новый тип услуг) либо позволят фирме предпринять попытку выхода с ранее уже выпускавшимися товарами на новые для нее рынки;

4) инвестиции в реконструкцию предприятия