logo
УМК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ 13

5. Разгосударствление и приватизация в Республике Казахстан

В условиях переходной экономики происходят существенные изменения в отношениях собственности. Эти изменения связаны с процессами разгосударствления и приватизации.

Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике.

Разгосударствление направлено на преодоление монополизма, развитие конкуренции и предпринимательства.

Оно идет по следующим направлениям:

1.    разгосударствление процессов присвоения;

2.    создание многообразных форм хозяйствования;

3.    формирование новых организационных структур.

В тесной связи с разгосударствлением находится приватизация.

Приватизация – это одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация государственных и муниципальных предприятий означает приобретение гражданами, акционерными обществами у государства и местных органов власти в собственность:

-предприятий и их подразделений, выделяемых в самостоятельные предприятия;

-материальных и нематериальных активов предприятий;

- долей (паев, акций) государства и местных органов власти в капитале акционерных обществ (товариществ);

-принадлежащих приватизируемым предприятиям долей (паев, акций) в капитале иных предприятий.

Всего мировой опыт насчитывает 22 различных способа частичной и полной передачи госсобственности и ее функций частному сектору.

Процесс приватизации – длительный процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет, в Западной Европе – 10-15 лет.

В процессах разгосударствления и приватизации в РК за 10 лет можно выделить четыре этапа, для каждого из которых характерны свои цели и задачи. Начало этих процессов приходится на период становления Казахстана как суверенного государства.

I этап охватывает период 1991 – 1992 гг. Основным направлением приватизационного процесса на этом этапе являлось широкомасштабное реформирование государственной собственности в целях обеспечения условий перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике, которое осуществлялось путем передачи предприятий в коллективную или акционерную собственность трудовым коллективам этих предприятий на льготных условиях и продажи объектов торговли и сферы услуг, в том числе за жилищные купоны.

II этап охватывает период с 1993 г. по 1995 г. Данный этап осуществлялся в соответствии с «Национальной Программой разгосударствления и приватизации в Республике Казахстан на 1993- 1995 годы», утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 5 марта 1993 года.

Основной целью второго этапа приватизации являлось создание необходимых условий для перехода от централизованно-плановой к рыночной экономике на основе персонификации права собственности в процессе возвращения государством населению республики национального имущества путем безвозмездной и возмездной передачи производственных объектов и других материальных и нематериальных активов, принадлежащих государству.

Программа второго этапа приватизации определила основные направления институциональных реформ:

«малая приватизация», осуществляемая посредством аукционов и конкурсов малых предприятий торговли, коммунального хозяйства, бытового обслуживания;

«массовая приватизация» средних предприятий, имеющих численность работающих от 200 до 5000 человек, в том числе за приватизационные инвестиционные купоны (ПИКи);

приватизация по индивидуальным проектам крупных и уникальных имущественных комплексов (предприятий с численностью работающих 5000 человек).

«приватизация госсельхозпредприятий» (совхозов).

III этап приватизации охватывал период с 1996 г. по 1998 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и реструктуризации государственной собственности в Республике Казахстан на 1996 –1998 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 27 февраля 1996 года № 246.

Основной целью Программы III этапа являлось достижение и закрепление преобладания частного сектора в экономике Республики Казахстан путем завершения процесса приватизации.

Третий этап включал приватизацию государственной собственности только за денежные средства и предполагал реализацию:

государственного предприятия как имущественного комплекса;

производственных и непроизводственных подразделений и структурных единиц предприятия как имущественного комплекса, приватизация которого не нарушает замкнутый технологический цикл;

имущества предприятия, которое производится лишь в случае ликвидации государственного предприятия, исключительно на аукционе;

акций и долей государства в уставных фондах хозяйственных товариществ, а также передачу в доверительное управление государственных пакетов акций и долей государства в АО и ТОО;

секторных программ в :

электроэнергетическом комплексе;

нефтегазовом и нефтехимическом комплексе;

металлургическом и горнорудном комплексе;

транспортно-коммуникационном комплексе (наземный транспорт, воздушный транспорт, связь);

агропромышленном комплексе;

социальной сфере (здравоохранение, образование, культура, туризм и спорт).

IV этап охватывал период с 1999 г. по 2000 г. и осуществлялся в соответствии с «Программой приватизации и повышения эффективности управления государственным имуществом на 1999 – 2000 годы», утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 1 июня 1999 года № 683.

Главными целями Программы IV этапа являлись совершенствование правовой основы приватизации и управления государственным имуществом; улучшение учета, повышение эффективности управления и обеспечение конкурсной и транспарентной приватизации государственного имущества.

В соответствии с Программой:

осуществлена передача права владения и пользования государственными пакетами акций отраслевым министерствам и ведомствам;

определены 10 ведущих предприятий как «голубые фишки», в которых государство оставило за собой долевое участие;

проведено разделение государственного имущества на республиканское и коммунальное, что предполагает увеличение доходов местных бюджетов и проведение инвестиционной политики на местах, исходя из первоочередных задач регионов.

За 1991 – 2000 годы в целом по республике Комитетом госимущества и приватизации и его областными подразделениями приватизировано более 34,5 тысяч объектов государственной собственности, в том числе 6,2 тысячи объектов в 1991 – 1992 годах за купоны и российские рубли; около 28 тысяч объектов приватизировано за 1993-2000 годы после ввода национальной валюты (тенге).

На первом этапе было получено от приватизации – 4144 млн. рублей. За период с 1993 г. по 2000 г. в целом по республике от приватизации получено 215,4 млрд. тенге, в том числе от продажи акций акционерных обществ (АО) – свыше 90%.