7.4. Дифференциация продукта
Практика функционирования отраслевых рынков свидетельствует, о том, что на них трудно найти два совершенно одинаковых товара не из одной партии. Во-первых, производители никогда не находятся на равных расстояниях от покупателей. Во-вторых, товары разных производителей редко являются совершенными заменителями (полными аналогами). Но коль скоро продукты разнятся, на рынке имеет место их многообразие, наличие которого вынуждены учитывать и покупатели, и производители. Перед первыми стоит проблема выбора из нескольких изделий. Перед вторыми – проблема разработки отличительных характеристик своей продукции с тем, чтобы покупатель обратил внимание именно на нее. Поэтому дифференциация продукта (или услуги) представляет собой как бы двуединый процесс, включающий и разработку производителем ряда отличительных свойств конкретного изделия, и выделение последнего потребителем из мира товаров-конкурентов, предлагаемых на данном отраслевом рынке.
Каждый покупатель классифицирует товары по некоему перечню свойств. В этой связи любой товар (или услугу) логично рассматривать в наборе внутренних и внешних характеристик. К первым специалисты относят ту их совокупность, которая сопряжена с собственно свойствами продукта, со способами и комфортностью использования (потребления) таковых и с долговечностью их сохранения. Вторые касаются не содержания, а формы продукта: его упаковки и дизайна, перечня услуг по ремонту, его доступности для покупателя, степени достоверности информации о качестве продукта и о его наличии в том или ином месте продажи. По всем этим характеристикам потребители сравнивают товары.
В зависимости от сочетаний внутренних и внешних характеристик продукта выделяются четыре главных вида его дифференциации. Во-первых, производитель может выбрать более удобное, нежели конкуренты, местоположение своей фирмы. Во-вторых, существуют различия в качестве продукта. В-третьих, неодинаковы уровни обслуживания клиентов, причем как в процессе покупки, так и в послепродажном обслуживании изделий. В-четвертых, продукты дифференцируются с точки зрения их субъективного имиджа, формируемого потребителем.
Расширяя разнообразие продуктового предложения, дифференциация продукта способствует более детальному учету запросов покупателей, и это является положительной тенденцией. Однако чрезмерное продуктовое разнообразие влечет за собой сложности ориентации потребителя в мире товаров, заставляя его либо тратить значительное время на выбор, либо ошибаться в нем, либо затрачивать свои средства на получение консультаций о свойствах изделий у специалистов. Поэтому дифференциация продукта может оцениваться и негативно, причем и потребителями, и производителями.
Даже незначительная дифференциация продукта способна подрывать ценовую дисциплину в отрасли и обеспечивать производителям определенный контроль над ценами. Возникновение возможности повышать цены на дифференцированную продукцию, не изменяя объема производства, и получать соответствующую прибыль, – признание потребителями наличия у товара особенностей, за которые они готовы заплатить дополнительную цену. Иными словами, основание стратегии дифференциации продукта – стремление производителей адекватно реагировать на изменение предпочтений потребителей и более полно удовлетворять появляющиеся платежеспособные потребности посредством внесения изменений в номенклатуру предлагаемых товаров и услуг.
Таким образом, любой отраслевой рынок, как правило, не является чем-то совершенно однородным, а представляет собой сложное внутренне структурированное образование, причем дифференциация продукта – одно из объективных оснований структурирования. В этой связи отраслевые рынки подразделяются на высоко- и низкодифференцированные.
Уровень дифференциации продукта зависит от степени развития индивидуализированного массового производства на отраслевых рынках. Тенденция такова: от кустарного производства, где практически все изделия создавались в соответствии с индивидуальными запросами заказчика, через машинную стадию производства, обеспечивающую массовое предложение однотипных изделии, к индивидуализированному массовому производству, способному создавать изделия в массовом порядке, удовлетворяя индивидуальные запросы покупателей.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9