logo
Экзамен-РЭ вопросы и ответы Вариант 1

11. Понятие инфраструктуры. Ее роль как фактора территориальной организации хозяйства. Виды инфраструктуры. Территориальные различия в уровне развития инфраструктуры.

Общее понятие инфраструктуры – совокупность хозяйств, оказывающих разнообразные услуги производственного характера или по обслуживанию населения.

В более полной трактовке, учитывающей функциональные особенности инфраструктуры, ее можно определить как совокупность сооружений, зданий, систем и служб, необходимых для функционирования материального производства (1 - производственная инфраструктура), рынка (2 - рыночная) и нематериальной сферы (3 - социальная).

Она включает, соответственно разделению на виды:

1) пути сообщения, трубопроводы, портовые сооружения, линии электропередач (ЛЭП), связи, системы водоснабжения, другие коммуникации;

2) - складское хозяйство, предприятия торговли, биржи, банки;

3) - учреждения культуры, науки, образования, сферы обслуживания etc.

Инфраструктура — совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, направленной деятельности, призванных создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. В инфраструктуру включают дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение.

Виды:

Значение инфраструктуры трудно переоценить. В условиях рыночной экономики она обеспечивает взаимодействие хозяйствующих субъектов, перемещение товаров и услуг от производителей к потребителям, финансовые потоки, функционирование рынка рабочей силы, развитие НТП.

Уровень развития инфраструктуры в регионах служит важным индикатором предпринимательской активности и оценки предпринимательского климата (в том числе инвестиционной привлекательности) территории.

Если говорить о различиях экономических районов нашей страны, то почти четверть стоимости основных фондов приходится на Центральный район, на втором месте Западно-Сибирский, на третьем – Уральский. Если же говорить о фондонасыщенности, то в лидерах по-прежнему Центральный район, а за ним следуют Северо-Западный и Центрально-Черноземный.

Некоторые наиболее крупные элементы инфраструктуры общего пользования, особенно коммуникации, имеют исключительное значение для развития государства и его регионов, организации внутри- и внешнеэкономических связей. Например, единая железнодорожная сеть, единая система энергоснабжения, электросвязи, единая система газо-, нефте- и продуктопроводов , аэропорты, морские порты. Эти системы являются естественными монополиями, тарифы на услуги которых регулируются государством.