17. Транспортный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
Транспортный комплекс является одной из важнейших составляющих российской экономики. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.
Транспортная система России обеспечивает получение 7,5% валового внутреннего продукта страны. При этом на долю транспорта приходится 24% от всех основных фондов и около трети инвестиций в основной капитал. В этой сфере занято около 7% активного населения страны.
Структуру транспортного комплекса страны составляют:
-
Железнодорожный транспорт;
-
Автомобильный транспорт;
-
Морской транспорт;
-
Внутренний водный транспорт;
-
Воздушный транспорт (транспортная авиация);
-
Трубопроводный транспорт.
В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.
Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту.
Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.
Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает.
В долгосрочной перспективе, по прогнозу Минтранса, общий объем внутрироссийских перевозок вырастет к 2010 г. в 1,5 раза, а транзитных перевозок — в 10–12 раз.
По словам министра, огромная надежда возлагается на новую Федеральную транспортную программу «Развитие», которая будет рассчитана на период до 2015 года. Программа предусматривает строительство и развитие всех видов российского транспорта.
- Оглавление
- 1. Предмет изучения региональной экономики. Цели и задачи региональной науки, методы, межпредметные связи с другими научными дисциплинами.
- 2. Исторические этапы развития региональной науки в России и за рубежом. Ведущие ученые, внесшие существенный вклад в развитие региональных исследований.
- 3. Научные теории и концепции в области размещения производства и территориальной организации хозяйства (работы зарубежных и отечественных ученых).
- 4. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и территориальной организации хозяйства, их трансформация в условиях рынка.
- 5. Влияние изменения географического и геополитического положения России в 1990-е гг. На развитие экономики страны и ее регионов. Геополитические потери и приобретения в результате распада ссср.
- 7. Городское и сельское население России. Региональные различия в уровне урбанизации. Функции городов. Формирование городских агломераций. Понятие субурбанизации.
- Миграционные процессы в России и российских регионах после распада ссср. Характеристика межрайонной и внешней миграции: причины и следствия.
- Характеристика трудовых ресурсов России. Понятие экономически активного населения. Региональные особенности формирования рынка труда. Региональные проблемы занятости и безработицы населения.
- Характеристика природно-ресурсного потенциала России, его экономическая оценка и особенности размещения.
- 11. Понятие инфраструктуры. Ее роль как фактора территориальной организации хозяйства. Виды инфраструктуры. Территориальные различия в уровне развития инфраструктуры.
- Топливно-энергетический комплекс (тэк) России: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 13. Металлургический комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 14. Машиностроительный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 15. Химико-лесной комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 16. Агропромышленный комплекс (апк): отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 17. Транспортный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 18. Социальный комплекс: отраслевая структура, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 19. Понятие региональной политики. Цель, задачи и направления региональной политики. Основные положения региональной стратегии России. Экономический механизм региональной политики.
- 22. Центральный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 23. Северный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 24. Северо-Западный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 25. Волго-Вятский экономический район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 26. Поволжский эконом. Район (пэр): факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 27. Северо-Кавказский эконом. Район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 28. Центрально-Черноземный район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 29. Уральский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 30. Западно-Сибирский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 31. Восточно-Сибирский экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 32. Дальневосточный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 33. Природные и социально-экономические особенности Российско-го Севера. Региональные проблемы развития хозяйства в экономической зоне Севера России.
- 35. Московский столичный регион: значение в экономике России и важнейшие функции. Актуальные проблемы развития хозяйства Москвы.
- 36. Развитие территориально-промышленного комплекса на базе Курской Магнитной аномалии (кма). Отраслевая структура, специализация. Проблема охраны окружающей среды.
- 37. Агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного района: отраслевая специализация, проблемы развития.
- 38. Особенности размещения, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Поволжского района. Роль тэк Поволжья в экономике страны.
- 39. Особенности, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Сибири, его роль в экономике России. Продукция тэк Сибири на мировом рынке.
- 40. Кузбасс как один из крупнейших территориально-промышленных комплексов России: отраслевая структура, рыночная специализация. Актуальные экономические и социальные проблемы развития региона.
- 41. Особенности и проблемы формирования Сибирской металлургической базы. Размещение центров черной и цветной металлургии, их специализация. Перспективы развития цветной металлургии в Сибири.