logo
Экзамен-РЭ вопросы и ответы Вариант 1

17. Транспортный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.

Транспортный комплекс является одной из важнейших составляющих российской экономики. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил.

Транспортная система России обеспечивает получение 7,5% валового внутреннего продукта страны. При этом на долю транспорта приходится 24% от всех основных фондов и около трети инвестиций в основной капитал. В этой сфере занято около 7% активного населения страны.

Структуру транспортного комплекса страны составляют:

  1. Железнодорожный транспорт;

  2. Автомобильный транспорт;

  3. Морской транспорт;

  4. Внутренний водный транспорт;

  5. Воздушный транспорт (транспортная авиация);

  6. Трубопроводный транспорт.

В целом по стране транспортный комплекс размещен неравномерно. В основном он располагается в европейской части нашей страны. Это объясняется тем, что здесь располагаются основные промышленные центры и населенные пункты.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Наиболее развитую транспортную систему имеют Центрально-Черноземный, Центральный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский районы, наименее развитую — Дальневосточный, Восточно-Сибирский, Западно-Сибирский, Северный экономические районы. Отличаются районы и по структуре грузооборота. В районах, где разрабатываются такие полезные ископаемые, как железная руда, уголь, основные перевозки осуществляются по железным дорогам; там, где добывают нефть, газ, велика доля трубопроводного транспорта; в районах, где разрабатываются лесные ресурсы, значителен удельный вес внутреннего водного транспорта; в районах, специализирующихся на обрабатывающих отраслях, главная роль принадлежит железнодорожному транспорту.

Большое значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой является одним из факторов привлечения населения и производства, служит важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынков. В условиях перехода к рыночным отношениям роль транспорта существенно возрастает.

В долгосрочной перспективе, по прогнозу Минтранса, общий объем внутрироссийских перевозок вырастет к 2010 г. в 1,5 раза, а транзитных перевозок — в 10–12 раз.

По словам министра, огромная надежда возлагается на новую Федеральную транспортную программу «Развитие», которая будет рассчитана на период до 2015 года. Программа предусматривает строительство и развитие всех видов российского транспорта.