logo
Экзамен-РЭ вопросы и ответы Вариант 1

35. Московский столичный регион: значение в экономике России и важнейшие функции. Актуальные проблемы развития хозяйства Москвы.

Общая площадь земель в Москве в пределах городской черты 99,4 тыс. га. Москва - крупный транспортный узел, где находятся 3 крупных речных порта, 4 аэропорта, сходятся 11 железнодорожных линий, 13 автомобильных дорог. Городской транспорт включает в себя более 160 станций метро протяженностью более 400 км.

В Москве сложился солидный производственный и научно-технический потенциал, развитая инфраструктура, есть высококвалифицированный управленческий аппарат. Москва как столица на виду не только у федеральных властей, но и всего мира, поэтому в случае финансовых затруднений ей всегда оказывается помощь.

У москвичей, по статистике, более высокие доходы по сравнению с жителями других городов.

Поступления в городской бюджет в виде налогов с прибыли промышленных предприятий (35%) напрямую связаны с долей отрасли в структуре промышленного производства г. Москвы. Львиную долю занимает пищевая промышленность (31%). Машиностроение составляет приблизительно 1/5 (22%). По 5% приходится на легкую и химическую отрасли промышленности.

Характерной чертой московской промышленности была высокая концентрация производства. В самом начале ХХ века, когда предприятие с числом работающих 500 человек считалось крупным, на Прохоровской мануфактуре (ныне “Трехгорная мануфактура “) работало более 2000 человек. Такое же количество работающих было на ситценабивной фабрике. Практически каждый третий рабочий Москвы работал на 22 крупнейших предприятиях с численностью. В 1910 году в Москве превалировала легкая и пищевая промышленность. Из 909 крупных предприятий города лишь 227 (или каждое четвертое) относились к машиностроению и металлообработке. Тем не менее, уже тогда имелись крупные заводы: металлургический Гужона (ныне завод “Серп и молот”), братьев Бромлей (завод “Красный пролетарий”), Дангауэра и Кайзера (завод “Компрессор”) и др.

По общему объему промышленного производства Москва занимала 2-е место в стране после Петербурга. И все же долгое время она оставалась “ ситцевой“ Москвой, в отличие от тогдашней столицы, где индустрию города определяли крупные машиностроительные заводы. Сегодня промышленность города носит масштабный многоотраслевой характер. Это около тысячи производственных объединений, заводов, комбинатов, фабрик. В силу необеспеченности собственными ресурсами большое влияние на ее развитие оказывают поставки материалов, сырья, топлива, энергии из других экономических районов. Этим в значительной степени определяется развитие нематериалоемких и неэнергоемких отраслей.

Московская область - высокоразвитый индустриальный регион. Ведущую роль в экономике области занимает промышленность. По объему промышленного производства Московская область занимает 9 место в РФ. На промышленных предприятиях области занято 36,7 % трудоспособного населения. Территория области - 46000 кв. м., население - 6,6 млн. чел., плотность населения - 143 жителя на 1 кв. м., что в 16 раз больше, чем в среднем по стране. В составе области - 39 районов, 74 города, 112 поселков городского типа, 474 сельсовета.

В отраслевой структуре произведенного национального дохода промышленная продукция составляет 44,4 %, в экспорте наибольший удельный вес приходится на предприятия химической и нефтехимической промышленности.

Московская область по уровню промышленного потенциала уступает лишь Москве и Санкт-Петербургу с областью.

Отраслевая структура промышленного производства Московской области характеризуется еще большим, чем в Москве, удельным весом машиностроения и металлообработки (36%), легкой промышленности (12%), химической промышленности (8%). Пищевая промышленность, напротив, составляет только 10% в общем объеме промышленного производства.