19. Понятие региональной политики. Цель, задачи и направления региональной политики. Основные положения региональной стратегии России. Экономический механизм региональной политики.
Региональная политика - сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном и региональном аспектах, отражающая баланс интересов государства и составляющих его регионов, а также отдельных регионов между собой.
Объединение в рамках региона различных подсистем социально-экономических отношений в свою очередь определяет множественность направлений региональной политики, среди которых основными являются:
-
Экономическая политика, направленная на смягчение региональных экономических диспропорций.
-
Социальная политика, направленная на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
-
Демографическая политика, предполагающая регулирование со стороны государства естественного и механического движения населения.
-
Экистическая (поселенческая) политика, направленная на повышение эффективности использования территориальных ресурсов конкретного региона путем оптимального размещения производства, коммуникаций и мест расселения с учетом природных, экономических, архитектурно-строительных и инженерно-технических факторов.
-
Экологическая политика, предполагающая улучшение экологической ситуации в регионе.
-
Научно-техническая (инновационная) политика, нацеленная на регулирование взаимосвязей между размещением научных центров и производительных сил, региональные перемещения научных кадров и т.д.
Однако своеобразным жестким ядром региональной политики является реализация экономических целей регионального развития, так как механизмы достижения необходимых социальных, демографических и социологических условий неизбежно связаны с наличием достаточного объема финансовых ресурсов и использованием финансово-экономических рычагов стимулирования и принуждения.
Другой особенностью взаимодействий выделенных направлений региональной политики является взаимопереплетение объектов исследования и необходимость интегрального подхода к регулированию региональных процессов.
В соответствии с «Основными положениями региональной политики РФ», утвержденными Указом Президента от 3 июня 1996 г. главной целью экономической и всех других направлений региональной политики являются стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов России, повышение на этой основе уровня жизни населения, создание научно-технических предпосылок укрепления позиций РФ в мире.
Большое внимание региональной политики должно быть уделено экономическим механизмам ее реализации. Регионы в любых условиях и изначально являются одним из субъектов экономических отношений, без которых само их существование в воспроизводственном процессе немыслимо. Т.о., стратегия промышленной политики, ее приоритеты и источники ресурсного обеспечения должны определяться как минимум на двух уровнях: федеральном и региональном, а стратегия всей региональной экономической политики центра должно быть направлена на реализацию трех главных принципов региональной стратегии России: благополучия граждан, целостности государства, территориальной справедливости. В общем, потенциал структурной перестройки экономики России еще не исчерпан. Поэтому положение отдельных регионов пока не является устойчивым, вследствие чего вокруг вопросов транспортных и энергетических тарифов, курса национальной валюты и тарифной политики будет вестись основная борьба между регионами и между регионами и центром. Следует ожидать и обострения противоречий, связанных с диспропорциями развития финансово-бюджетной системы.
-
20. Понятие "особая экономическая зона", цель создания ОЭЗ, особенности и проблемы их формирования в России. Основные положения Федерального закона «Об особых экономических зонах» (от 22.07.2005).
Понятие особой экономической зоны
Особая экономическая зона - определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.
Цели создания особых экономических зон
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры.
Типы особых экономических зон
1. На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны.
2. Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более двадцати квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более двух квадратных километров.
3. Особая экономическая зона не может находиться на территориях нескольких муниципальных образований. Территория особой экономической зоны не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
4. На территории особой экономической зоны не допускается размещение объектов жилищного фонда.
5. На территории особой экономической зоны не допускается:
1) добыча полезных ископаемых и металлургическое производство в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности;
2) переработка полезных ископаемых и переработка лома черных и цветных металлов;
3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением легковых автомобилей и мотоциклов).
6. При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Условия создания особых экономических зон
1. Особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности.
2. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.
3. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
4. На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.
5. На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.
-
21. Типология регионов России по уровню социально-экономического развития. Характеристика регионов-доноров, депрессивных, кризисных районов. Критерии инвестиционной привлекательности экономических районов и субъектов Российской Федерации.
Группировка регионов по социально-экономическому признаку
1)
-
Доноры (не получающие финансовой помощи федерального правительства)
-
Реципиенты (формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему страны)
-
Производящие наибольший объем промышленной продукции в стране
2)
-
С максимальным объемом инвестиций
-
Крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения)
-
С высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности трудоспособного населения)
3)
-
С максимальным уровнем регистрируемой безработицы
-
С низкой покупательной способностью зарплаты
-
Регионы Крайнего Севера и приравненные к ним местности
-
Основные угледобывающие регионы
Регионы-доноры – это субъекты РФ с высоким экономическим потенциалом, который позволяет создавать налоговую базу, достаточную не только для бюджетного обеспечения своей территории, но и для перечисления средств в федеральный бюджет по действующему налоговому законодательству.
Депрессивные регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам (из-за падения спроса на основную продукцию или снижения ее конкурентоспособности, истощения минеральных ресурсов или ухудшения геологических условий и т.п.) эти регионы потеряли свое былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:
-
дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение еще более ухудшилось;
-
новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.
К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации.
Критерии инвестиционной привлекательности экономических районов и субъектов Российской Федерации:
-
Географическое положение
Местоположение района на карте, его климатические условия, соседство с другими регионами и странами – один из основных критериев инвестиционной привлекательности.
-
Группа демографических критериев
-
численность населения
-
прирост численности населения
-
средний возраст, процент трудоспособного населения и средний уровень его образованности
-
Основные показатели социально-экономического развития
-
средний доход населения
-
наличие крупных функционирующих предприятий
и т.д.
- Оглавление
- 1. Предмет изучения региональной экономики. Цели и задачи региональной науки, методы, межпредметные связи с другими научными дисциплинами.
- 2. Исторические этапы развития региональной науки в России и за рубежом. Ведущие ученые, внесшие существенный вклад в развитие региональных исследований.
- 3. Научные теории и концепции в области размещения производства и территориальной организации хозяйства (работы зарубежных и отечественных ученых).
- 4. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и территориальной организации хозяйства, их трансформация в условиях рынка.
- 5. Влияние изменения географического и геополитического положения России в 1990-е гг. На развитие экономики страны и ее регионов. Геополитические потери и приобретения в результате распада ссср.
- 7. Городское и сельское население России. Региональные различия в уровне урбанизации. Функции городов. Формирование городских агломераций. Понятие субурбанизации.
- Миграционные процессы в России и российских регионах после распада ссср. Характеристика межрайонной и внешней миграции: причины и следствия.
- Характеристика трудовых ресурсов России. Понятие экономически активного населения. Региональные особенности формирования рынка труда. Региональные проблемы занятости и безработицы населения.
- Характеристика природно-ресурсного потенциала России, его экономическая оценка и особенности размещения.
- 11. Понятие инфраструктуры. Ее роль как фактора территориальной организации хозяйства. Виды инфраструктуры. Территориальные различия в уровне развития инфраструктуры.
- Топливно-энергетический комплекс (тэк) России: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 13. Металлургический комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 14. Машиностроительный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 15. Химико-лесной комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 16. Агропромышленный комплекс (апк): отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 17. Транспортный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 18. Социальный комплекс: отраслевая структура, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 19. Понятие региональной политики. Цель, задачи и направления региональной политики. Основные положения региональной стратегии России. Экономический механизм региональной политики.
- 22. Центральный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 23. Северный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 24. Северо-Западный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 25. Волго-Вятский экономический район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 26. Поволжский эконом. Район (пэр): факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 27. Северо-Кавказский эконом. Район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 28. Центрально-Черноземный район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 29. Уральский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 30. Западно-Сибирский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 31. Восточно-Сибирский экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 32. Дальневосточный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 33. Природные и социально-экономические особенности Российско-го Севера. Региональные проблемы развития хозяйства в экономической зоне Севера России.
- 35. Московский столичный регион: значение в экономике России и важнейшие функции. Актуальные проблемы развития хозяйства Москвы.
- 36. Развитие территориально-промышленного комплекса на базе Курской Магнитной аномалии (кма). Отраслевая структура, специализация. Проблема охраны окружающей среды.
- 37. Агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного района: отраслевая специализация, проблемы развития.
- 38. Особенности размещения, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Поволжского района. Роль тэк Поволжья в экономике страны.
- 39. Особенности, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Сибири, его роль в экономике России. Продукция тэк Сибири на мировом рынке.
- 40. Кузбасс как один из крупнейших территориально-промышленных комплексов России: отраслевая структура, рыночная специализация. Актуальные экономические и социальные проблемы развития региона.
- 41. Особенности и проблемы формирования Сибирской металлургической базы. Размещение центров черной и цветной металлургии, их специализация. Перспективы развития цветной металлургии в Сибири.