logo
Экзамен-РЭ вопросы и ответы Вариант 1

14. Машиностроительный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.

Машиностроительный комплекс— сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.

Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль, и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.

Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных районов от центральных европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.

Основные черты машиностроительного комплекса в России:

1. После стабильного увеличения объемов выпускаемой продукции в советский период в 1990-е годы объем производимой машиностроением продукции резко упал, сократилась и численность занятых в нем.

2. В России сосредоточены наиболее многочисленнее и квалифицированные кадры и большая часть промышленно-производственных основных фондов машиностроительного профиля бывшего СССР. К началу 1990-х средний срок службы оборудования в машиностроении России составлял 26 лет. Износ основных производственных фондов превышает 55%. Высокий уровень физической и моральной амортизации. Высокая степень милитаризации машиностроительного комплекса неизбежно урезает его возможности в удовлетворении потребностей гражданского населения в его продукции.

3. Россия отстает в выпуске промышленных роботов, электронно-вычислительного оборудования, бытовой электротехники.

4. Серьезные недостатки машиностроения определяют значительное превышения объемов импорта над экспортом.

В размещении и развитии машиностроения имеются существенные недостатки:

1. Отечественное машиностроение до сих пор не обеспечивает хозяйства и индивидуальных потребностей необходимым количеством высококачественных машин и запасных частей к ним.

2. Не удовлетворяют требованием потребителей качественные показатели машиностроения.

3. Относительно высокая себестоимость производства и цена продукции машиностроения.

4. еще сильна традиция выпуска отдельных машин, а не комплексов взаимосвязанных машин, силовых устройств и средств амортизационного управления.

5. Территориальные просчеты в производстве продукции.

Для выхода комплекса из кризиса необходима его реструктуризация, ускоренное развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники; использование научного потенциала ВПК.

Тяжелое машиностроение производит металлоемкую продукцию, в том числе оборудование – металлургическое, подъемно-транспортное, горно-шахтное и горно-рудное, кузнечно-прессовые машины, тяжелые станки, локомотивы, вагоны. Большая металлоемкость, малая трудоемкость, выпуск продукции небольшими сериями. Тяготеют к металлургическим базам, районам потребления готовой продукции. Крупные центы находятся на Урале, в Сибири, в меньшей мере- в Центральной России. Центры тяжелого машиностроения: Санкт-Петербург, Электросталь, Воронеж, Курск, Екатеринбург, Новокузнецк, Прокопьевск, Абакан, Красноярск, Иркутск. Центы энергетического машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Подольск, Белгород, Волгодонск, Таганрог, Екатеринбург, Бийск, Хабаровск.

Общее машиностроение производит технологическое оборудование для промышленности, оборудования, а также строительные и дорожные машины, отдельные виды с/х техники. Средние нормы потребления металла, энергии, малая трудоемкость. Тяготеет к районам потребления готовой продукции, учитываются трудовой и сырьевой фактор.

Среднее машиностроение производит станки, машины и оборудование средних и малых размеров для промышленности, с/х, точные машины, аппаратуру, приборы, механизмы, инструменты, тракторы, с/х технику, автомобили, авиационную технику. Повышенная трудоемкость, фондоемкость, энергоемкость, малой металлоемкостью, узкой специализацией предприятий, широким развитием мпроизводственной кооперации. Грузовые автомобили: Нижний Новгород, Москва, Ульяновск. Легковые: Ижевск, Нижний Новгород, Тольятти, Серпухолве, Ульяновске. Главный автомобильный цех –Поволжский эк. Район. (факт: густая тр. Сеть, знач. Плотность населения, Соседство с крупными научными центрами, развитая хим. Пром.) Тракторная промышл. : Челябинск, Петрозаводск, Чебоксары, Санкт-Петербург.. С/х техника (потреб фактор): Тула, бежецк, Люберцы, Таганрог, Красноярск. Авиа- и ракетостроение: Казань, Ульяновск, Самара, Уфа, Пермь, Воткинск, Королев, Омск, Красноярск. Станкостр: Уральский, Центральный, Поволжский эк. Районы.

Точное машиностроение. Производит приборы, электротехнику и электронное оборудование. Малая металлоемкость, большая транспортабельность, высокая трудоемкость Центры: Зеленоград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж.