14. Машиностроительный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
Машиностроительный комплекс— сложное межотраслевое образование, охватывающее машиностроение и металлообработку. В свою очередь, машиностроение включает много специализированных отраслей, сходных по технологии и используемому сырью. К металлообработке относятся промышленность металлических конструкций и изделий, а также ремонт машин и оборудования. Кроме того, в состав комплекса входит «малая металлургия» — производство стали и проката на машиностроительных предприятиях. Машиностроительный комплекс отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.
В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Но в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.
Вместе с тем практика показывает, что почти во всех экономических районах на месте используется меньшая часть производимых машин и оборудования. Это можно объяснить сравнительно высоким уровнем специализации производства и тем, что машиностроительные предприятия обладают, как правило, очень широкими связями по сбыту готовой продукции.
Машиностроение — необходимое звено любого промышленного комплекса. В районах раннего индустриального освоения оно играет большую формирующую роль, и в свое время послужило базой для возникновения многих промышленных комплексов, определив их структуру и направление специализации. В восточных районах машиностроение в основном лишь дополняет профиль тех промышленных комплексов, создание которых связано с использованием эффективных природных ресурсов.
Размещение предприятий машиностроения находится в прямой зависимости от технико-экономической специфики производства, прежде всего от таких его особенностей, как конструкционная сложность выпускаемых изделий и широкое развитие специализации и кооперирования. По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры, обладающим квалифицированными кадрами рабочих. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.
Следует подчеркнуть, что в машиностроении потребительский фактор оказывает на размещение производства большее влияние, чем сырьевой. Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В данном случае значительно сокращаются транспортные затраты по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления производственных связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций (например, литейное производство), в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться соответственно с его потребностями.
Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, видная роль принадлежит специализации и кооперированию. Развитие специализации выражается здесь не только в обособлении отдельных районов от центральных европейской части страны. В его составе вокруг автомобильных (Нижний Новгород, Москва) и автобусных (Павлово, Ликино-Дулево) заводов группируются многочисленные предприятия, которые дают в порядке кооперирования моторы (Ярославль, Заволжье), электрооборудование (Киржач), приборы (Владимир), пластические массы (Орехово-Зуево, Владимир), технические ткани, шины (Ярославль, Москва), агрегаты, детали, запасные части.
Основные черты машиностроительного комплекса в России:
1. После стабильного увеличения объемов выпускаемой продукции в советский период в 1990-е годы объем производимой машиностроением продукции резко упал, сократилась и численность занятых в нем.
2. В России сосредоточены наиболее многочисленнее и квалифицированные кадры и большая часть промышленно-производственных основных фондов машиностроительного профиля бывшего СССР. К началу 1990-х средний срок службы оборудования в машиностроении России составлял 26 лет. Износ основных производственных фондов превышает 55%. Высокий уровень физической и моральной амортизации. Высокая степень милитаризации машиностроительного комплекса неизбежно урезает его возможности в удовлетворении потребностей гражданского населения в его продукции.
3. Россия отстает в выпуске промышленных роботов, электронно-вычислительного оборудования, бытовой электротехники.
4. Серьезные недостатки машиностроения определяют значительное превышения объемов импорта над экспортом.
В размещении и развитии машиностроения имеются существенные недостатки:
1. Отечественное машиностроение до сих пор не обеспечивает хозяйства и индивидуальных потребностей необходимым количеством высококачественных машин и запасных частей к ним.
2. Не удовлетворяют требованием потребителей качественные показатели машиностроения.
3. Относительно высокая себестоимость производства и цена продукции машиностроения.
4. еще сильна традиция выпуска отдельных машин, а не комплексов взаимосвязанных машин, силовых устройств и средств амортизационного управления.
5. Территориальные просчеты в производстве продукции.
Для выхода комплекса из кризиса необходима его реструктуризация, ускоренное развитие таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники; использование научного потенциала ВПК.
Тяжелое машиностроение производит металлоемкую продукцию, в том числе оборудование – металлургическое, подъемно-транспортное, горно-шахтное и горно-рудное, кузнечно-прессовые машины, тяжелые станки, локомотивы, вагоны. Большая металлоемкость, малая трудоемкость, выпуск продукции небольшими сериями. Тяготеют к металлургическим базам, районам потребления готовой продукции. Крупные центы находятся на Урале, в Сибири, в меньшей мере- в Центральной России. Центры тяжелого машиностроения: Санкт-Петербург, Электросталь, Воронеж, Курск, Екатеринбург, Новокузнецк, Прокопьевск, Абакан, Красноярск, Иркутск. Центы энергетического машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Подольск, Белгород, Волгодонск, Таганрог, Екатеринбург, Бийск, Хабаровск.
Общее машиностроение производит технологическое оборудование для промышленности, оборудования, а также строительные и дорожные машины, отдельные виды с/х техники. Средние нормы потребления металла, энергии, малая трудоемкость. Тяготеет к районам потребления готовой продукции, учитываются трудовой и сырьевой фактор.
Среднее машиностроение производит станки, машины и оборудование средних и малых размеров для промышленности, с/х, точные машины, аппаратуру, приборы, механизмы, инструменты, тракторы, с/х технику, автомобили, авиационную технику. Повышенная трудоемкость, фондоемкость, энергоемкость, малой металлоемкостью, узкой специализацией предприятий, широким развитием мпроизводственной кооперации. Грузовые автомобили: Нижний Новгород, Москва, Ульяновск. Легковые: Ижевск, Нижний Новгород, Тольятти, Серпухолве, Ульяновске. Главный автомобильный цех –Поволжский эк. Район. (факт: густая тр. Сеть, знач. Плотность населения, Соседство с крупными научными центрами, развитая хим. Пром.) Тракторная промышл. : Челябинск, Петрозаводск, Чебоксары, Санкт-Петербург.. С/х техника (потреб фактор): Тула, бежецк, Люберцы, Таганрог, Красноярск. Авиа- и ракетостроение: Казань, Ульяновск, Самара, Уфа, Пермь, Воткинск, Королев, Омск, Красноярск. Станкостр: Уральский, Центральный, Поволжский эк. Районы.
Точное машиностроение. Производит приборы, электротехнику и электронное оборудование. Малая металлоемкость, большая транспортабельность, высокая трудоемкость Центры: Зеленоград, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж.
- Оглавление
- 1. Предмет изучения региональной экономики. Цели и задачи региональной науки, методы, межпредметные связи с другими научными дисциплинами.
- 2. Исторические этапы развития региональной науки в России и за рубежом. Ведущие ученые, внесшие существенный вклад в развитие региональных исследований.
- 3. Научные теории и концепции в области размещения производства и территориальной организации хозяйства (работы зарубежных и отечественных ученых).
- 4. Закономерности, принципы и факторы размещения производства и территориальной организации хозяйства, их трансформация в условиях рынка.
- 5. Влияние изменения географического и геополитического положения России в 1990-е гг. На развитие экономики страны и ее регионов. Геополитические потери и приобретения в результате распада ссср.
- 7. Городское и сельское население России. Региональные различия в уровне урбанизации. Функции городов. Формирование городских агломераций. Понятие субурбанизации.
- Миграционные процессы в России и российских регионах после распада ссср. Характеристика межрайонной и внешней миграции: причины и следствия.
- Характеристика трудовых ресурсов России. Понятие экономически активного населения. Региональные особенности формирования рынка труда. Региональные проблемы занятости и безработицы населения.
- Характеристика природно-ресурсного потенциала России, его экономическая оценка и особенности размещения.
- 11. Понятие инфраструктуры. Ее роль как фактора территориальной организации хозяйства. Виды инфраструктуры. Территориальные различия в уровне развития инфраструктуры.
- Топливно-энергетический комплекс (тэк) России: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 13. Металлургический комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 14. Машиностроительный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 15. Химико-лесной комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 16. Агропромышленный комплекс (апк): отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 17. Транспортный комплекс: отраслевой состав, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 18. Социальный комплекс: отраслевая структура, роль в экономике страны, факторы и особенности размещения, проблемы развития.
- 19. Понятие региональной политики. Цель, задачи и направления региональной политики. Основные положения региональной стратегии России. Экономический механизм региональной политики.
- 22. Центральный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 23. Северный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 24. Северо-Западный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 25. Волго-Вятский экономический район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 26. Поволжский эконом. Район (пэр): факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 27. Северо-Кавказский эконом. Район: факторы регион. Развития, отраслевая и территор. Структура хоз-ва. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 28. Центрально-Черноземный район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 29. Уральский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 30. Западно-Сибирский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 31. Восточно-Сибирский экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 32. Дальневосточный экономический район: факторы регионального развития, отраслевая и территориальная структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.
- 33. Природные и социально-экономические особенности Российско-го Севера. Региональные проблемы развития хозяйства в экономической зоне Севера России.
- 35. Московский столичный регион: значение в экономике России и важнейшие функции. Актуальные проблемы развития хозяйства Москвы.
- 36. Развитие территориально-промышленного комплекса на базе Курской Магнитной аномалии (кма). Отраслевая структура, специализация. Проблема охраны окружающей среды.
- 37. Агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного района: отраслевая специализация, проблемы развития.
- 38. Особенности размещения, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Поволжского района. Роль тэк Поволжья в экономике страны.
- 39. Особенности, проблемы и перспективы развития топливно-энергетического комплекса Сибири, его роль в экономике России. Продукция тэк Сибири на мировом рынке.
- 40. Кузбасс как один из крупнейших территориально-промышленных комплексов России: отраслевая структура, рыночная специализация. Актуальные экономические и социальные проблемы развития региона.
- 41. Особенности и проблемы формирования Сибирской металлургической базы. Размещение центров черной и цветной металлургии, их специализация. Перспективы развития цветной металлургии в Сибири.