logo
Экзамен-РЭ вопросы и ответы Вариант 1

29. Уральский эк. Район: факторы рег. Развития, отраслевая и территор. Структура хозяйства. Рыночная специализация. Современные проблемы развития.

Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челябинская обл., Пермский край, Респ. Башкортостан, Удмуртская респ. Численность населения: 19,26 млн. человек.

Экономико-географическое положение характеризуется трансграничностью (положение между Европой и Азией; водораздельность, климатораздел и др.)

УЭР исключительно богат разнообразными полезными ископаемыми: железо, медь, алюминий, нефть, газ, уголь, титан и др.

Важнейшими ресурсами являются лесные ресурсы, которые составляют 6% всех лесных ресурсов РФ (Свердловская обл., Пермский край). 17% пахотных земель на юге района – черноземье.

Черная металлургия - это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района; 26,6% промышленной продукции Урала; 21% добычи железной руды России; лидирует по производству стали (46%), проката (45%), чугуна, стальных труб и др.; крупнейшими центрами являются Магнитогорск и Нижний Тагил.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации УЭР, отличается очень высоким уровнем развития; 8,1% промышленного производства; производится алюминий, медь, никель, цинк, титан; ведущее место занимает медная промышленностьглавными центрами являются Североуральск (алюминий), Челябинск (цинк), Красноуральск и Кировоград (медь).

Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации; 15,9% промышленной продукции; преобладает металлоемкое (тяжелое и энергетическое) машиностроение: автомобилестроение, ВПК, с/х машиностроение. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш»). Ведущий центр производства турбин - Екатеринбург. С/х машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске ( тракторный завод и пр.) , в Кургане ( « Кургансельмаш »).

Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, уголь, соли, отходы черной и цветной металлургии и др. УЭР – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности: минеральные удобрения, синтетические смолы, синтетическый каучук, сода, серная кислоты и др. Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений, среди которых выделяются калийные. Основные центры расположены в Пермском крае ( Березники, Солекамск ). Фосфорные удобрения (Красноуральск), азотные удобрения (Нижний Тагил, Магнитогорск, Челябинск).

Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации УЭР – работает на собственной сырьевой базе, Развита химическая переработка древесины и ее отходов. 10,6% деловой древесины и полиматериалов, 17% бумаги. Размещается в основном на Севере района (Свердловская обл., Пермский край). К крупным целлюлозно-бумажным комбинатам относятся Краснокамск и Соликамск.

АПК: 15% агропромышленной продукции России. Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства ( молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане. В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры ( около 65 % ), а также кормовые ( свыше 32 % ). Выращиваются также картофель, овощи, подсолнечник, сахарная свекла.

Транспорт играет огромную роль в функционировании хозяйственного комплекса Урала (транзитное значение региона). В УЭР преобладает железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов.

Территориальная структура хозяйства: выделяют 2 района (Северный Урал и Южный Урал). Северный – более промышленный (черная и цветная металлургия, тяжелое машиностроение, химия, ВПК и др.), а Южный, несмотря на наличие металлургии, чуть более сельскохозяйственный (развито транспортное и с/х машиностроение, нефтехимия и газохимия).

Проблемы:

- сырьевая проблема черной и цветной металлургии (зависимость от иностранных поставщиков);

- проблема модернизации предприятий металлургии;

- проблема конверсии военного машиностроения в целях развития наукоемких отраслей;

- проблема технологического обновления машиностроения в целом;

- экологическая проблема (города-заводы);

- проблема моногородов (города-заводы) и др.